Сорок второй выпуск – не юбилей. Это кое-что получше. Ответ на вопрос жизни, вселенной и всего остального, как нас учит легендарная книга Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». Она великолепна, едва ли можно найти хоть что-то лучше среди всей юмористической фантастики. К счастью или к сожалению, речь пойдет не о книге, а о её самом недавнем и известном воплощении – на большом экране.
С каждым годом я всё больше убеждаюсь, что есть немало экранизаций, превосходящих первоисточник. Но тут не такой случай. Так что я постараюсь лишний раз не сравнивать произведения, а рассмотреть фильм как самостоятельную единицу. Благо, отличий между ними хватает, в том числе часть из них внес автор оригинальной книги за долгие годы разработки экранизации. Сам он не дожил до начала съемок, но в титрах указан, помимо как сценаристом и автором первоисточника, ещё и исполнительным продюсером.
Начинается картина с дельфинов и закадрового голоса Стивена Фрая. Даже будучи вырванным из контекста, этот факт звучит как нечто великолепное. Дельфины – милейшие, прекраснейшие существа, а у Фрая один из самых приятных голосов в мире. Благодаря этому новость, что в самом начале ленты наша планета будет уничтожена, воспринимается заметно легче.
Как нельзя кстати в это же время личный конец света переживает наш главный герой – Артур Дент в исполнении Мартина Фримена. Его дом сносят, но при этом он признается утром в баре своему другу (Мос Дэф), что больше жалеет о упущенной на вечеринке девушке (Зои Дешанель). Ах да, ещё это его последнее утро на родной планете, поскольку тот самый друг берет его с собой в космос ловить попутку, тем самым спасая жизнь.
После не самого приятного времяпрепровождения на судне воганов (Их главу, кстати, озвучивает Ричард Гриффитс – дядя Гарри Поттера), уничтоживших Землю, они попадают на судно к самому президенту галактики, Зафорду Библброксу (Сэм Рокуэлл). С ним оказывается та самая девушка, что запомнилась Артуру на недавней вечеринке.
Описывать сюжет этого фильма – занятие не самое благодарное. Он сумбурный, наполненный самыми разными, непривычными деталями. Тем не менее, в нём присутствует дух приключений, а общая абсурдность достаточно хорошо подается, чтобы можно было легко воспринимать происходящее. Но, к сожалению, и в отличие от книги, у фильма порой серьезные проблемы с подачей своего материала. После середины так и вовсе может сложиться впечатление, что ты смотришь какой-то дурацкий гиперактивный мультик. Неудивительно, что клипмейкер и режиссер-дебютант Гарт Дженнигс впоследствии получил шанс сделать такой на «Зверопое».
Но вот приходит время финального действия, когда наш главный герой встречается с персонажем по имени Слартибартфаст (всегда прекрасный Билл Найи), и всё встает на свои места. Это не просто очаровательное юморное путешествие среди кукольных пришельцев, но и нечто большее. Произведение, дающее трезвый и ироничный взгляд на главные вопросы бытия – а это чуть ли не главная причина, почему оригинальную книгу так любят. И лента, по большей части, передает посыл так же, что уже большая заслуга.
Количество наиталантливейших британцев, задействованных в ленте, поражает. Депрессивный робот Марвин, сопровождающий главных героев в их путешествии и ставший чуть ли не маскотом «Автостопом по галактике», так и вовсе был исполнен сразу двумя талантами. Голос он получил от Алана Рикмана, а его костюм носил карлик Уорик Дэвис, исполнявший по несколько ролей на Звездных войнах и в Гарри Поттере. Забавно, что оба этих актера вместе снимались в последних как преподаватели Хогвартса.
Озвучивать ход мыслей кита, материализовавшегося в воздухе, позвали музыкального стэнд-ап комика Билла Бэйли («Книжный магазин Блэка») – и он подошёл к этому эпизодическому появлению всего лишь идеально. Голосом компьютера, выдавшем уже упомянутый ответ «42», оказалась Хеллен Миррен. И это ещё далеко не все примечательные роли.
Тем не менее, этот фильм стоит рекомендовать скорее тем, кто не хочет читать, но заинтересован в том, что за «Автостопом по галактике» зверь такой. Узнаете, почему люди говорят «всего хорошего и спасибо за рыбу», услышите о силе того самого двухзначного числа и мило повздыхаете над Марвином. И на том спасибо.
Для меня это кино, которое больше хочешь полюбить, чем действительно им наслаждаешься. В нём есть крайне красивые кадры космоса, но и не особо качественная трехмерная графика. Великолепные исполнители, но не всегда достойный их материал. Далеко не самое плохое переложение чудесного произведения в новое медиа, но несколько разочаровывающее.
Самым обидным оказалось то, что при пересмотре фильм работает даже немножко хуже. Несколько моментов, когда нам чуть ли не тыча носом намекают на один из сюжетных поворотов в конце, откровенно раздражают и только сильнее портят картину. Мелочь, но оставляет неприятное послевкусие.
7 из 10