Форрест Гамп (1994) — Пересмотр! #111 — Перетрение

В детстве мне долгое время не удавалось посмотреть «Форреста Гампа» полностью. Ленту часто крутили по СТС и я отчётливо помню, как смотрел её, сидя в гостях у бабушки. Мне нравились все отрывки, что попадались. Они были пропитаны какой-то нежностью, мягкостью и теплотой, что манила меня как кровать сонного. Я не помню, когда наконец посмотрел хотя бы большую часть — в памяти этот процесс кажется постепенным, словно я долгое время собирал мозаику. Но когда собрал если не всю, то хотя бы достаточную часть, чтобы иметь цельное виденье в голове, то понял, что люблю и это кино в частности, и сам кинематограф как явление.

Для меня это было открытием, но не для других. Кого не спрашивал, все его уже смотрели. Они соглашались, что фильм хороший, но в их голосе я не слышал того звенящего энтузиазма, от которого меня чуть ли не трясло. Это вызывало какой-то диссонанс в голове, и лишь со временем я примирился с ним.

Tom Hanks and Rebecca Williams in Forrest Gump (1994)

Но вот мне то ли повезло, то ли нет встретить человека, который не смотрел столь дорогое мне кино. И им оказалась моя девушка. По каким-то причинам она в принципе не особо хотела его смотреть. Однако в мой день рождения согласилась и выяснилось, что она всё это время думала, что это фильм про бегуна. Ожидания разрушились и, слава богу, кино ей понравилось.

Я же лишний раз убедился, насколько лента сильная. Словно мне довелось навестить старого друга, вернувшись в родной город после долгого отъезда. Конечно, я бы мог и почаще с ним видится. Но он не в обиде и рад, что я вообще нашел время. Именно его доброта и незлопамятность в первую очередь и привлекают. Но при этом нельзя сказать, что он наивен или глуп. Вопреки особенностям главного героя, «Форрест Гамп» — произведение крайне умное. Но оно ни разу не кичится этим.

Tom Hanks in Forrest Gump (1994)

В этом плане фильм сильно ушел от оригинальной книги. Роман «Форрест Гамп» Уинстона Грума — незамысловатая сатира, в которой грубоватому и глуповатому человеку c задатками математического гения удается по случайности пройти через множество приключений вплоть до полёта в космос и выживания на тропическом острове среди каннибалов. Этот роман показывает казусные моменты и в целом неплохо развлекает, дав кое-какую пищу для ума, но не более.

Сценарий Эрика Рота и режиссура Роберта Земекиса вместе с игрой Тома Хэнкса кардинально меняют ситуацию. Они создали любовное письмо истории США второй половины двадцатого века со всеми его проблемами и сагу о слишком простом парне, который благодаря своей честности прошёл через эти не самые легкие времена как достойный человек. Но прежде всего они создали очень добрую картину, так как показали в ней всё с точки зрения крайне доброго человека.

Стоит только начаться начальным титрам, а я уже заворожен летящим белым пером под ласкающую душу музыку Алана Сильвестри. Мы оказываемся на автобусной остановке вместе с главным героем, который цепляется за мелочи для короткого разговора с другими людьми, ждущих автобуса. С этого и начинается его автобиографический рассказ. Я восхищался Гампом, его непреклонному следованию простым, но мудрым советам матери (Салли Филд) и невероятным оптимизмом по отношению ко всему. Я даже завидовал, как шла его жизнь — у него не было тех тревог и неуверенности, что сопровождают меня постоянно и до сих пор. Тут есть и более мрачные моменты, но их Гамп всегда описывает пространно, словно и сам не понимает, что это и почему произошло.

Сейчас я мог бы сказать, например, что с возрастом понял картину иначе и увидел в ней Гампа и его вечной подружки Дженни (Робин Райт) как две стороны американской истории того времени, но это не будет искренне. Обычно ты вырастаешь и видишь картину куда шире, чем в детстве, и «Гамп» не исключение. Но моё восприятие почему-то не поменялось. Я знаю, что тут есть более мрачные темы и широкий простор для аналогий и сравнений, но меня попросту не тянет как-то иначе анализировать картину. Если я начну вам это все расписывать, то скорее выдам чужие мысли о фильме, нежели свои. Детский отпечаток оказался слишком силён, и я всё ещё люблю «Форреста Гампа» за, собственно, Гампа.

Tom Hanks and Robin Wright in Forrest Gump (1994)

В первое время я вообще не обращал внимание на Дженни, потому что уж слишком долго был в том дурацком возрасте, когда все девчонки противные. Слава богу, теперь я вижу трагизм героини, через что ей пришлось пройти и как минимум ценю её вклад в историю — самый важный после, собственно, главного героя. Также с возрастом я стал находить в фильме больше смешного — в детстве я почему-то куда меньше смеялся над глупостями, которые делает главный герой почти весь фильм. Видимо, слишком за него переживал.

Ещё одна прекрасная вещь в «Форресте Гампе» — его безумное разнообразие. Тут сочетаются элементы и биографического фильма, и военного, и драмы, и комедии. Даже есть мотивы спортивной картины и ленты о становлении бизнеса. Меня каждый раз застаёт врасплох момент, когда флэшбеки кончаются и повествование продолжается уже в наше время. А знакомство с новым героем в исполнении шестилетнего Хэйли Джоэла Осмента все ещё бьёт чувствам как мало что.

Tom Hanks and Haley Joel Osment in Forrest Gump (1994)

В фильме есть смерть персонажа, и не одного, но и появление новой жизни. И, что самое главное, тут есть и спасенная Гампом жизнь в лице лейтенанта Дэна (Гэри Синиз), который за хронометраж проходит до удивительного много метаморфоз. При несгибаемом постоянстве Гампа его перемены работают ещё удачнее, тем самым пополняя разнообразие происходящего.

Мало о каком фильме мне настолько же сложно вести монолог, как о «Форресте Гампе». Я люблю это кино всем сердцем, которому не нужны слова для выражения чувства. Форрест стал для меня добрым другом на всю жизнь, показывая пример честного перед собой человека, который готов принять всё, что с ним происходит и незамедлительно сделать то, что нужно. Даже если со стороны это будет выглядеть нелепо.

И я говорил, что этому фильму удается тебя занимать каждую секунду, даже в самые тихие моменты? Такое достижение я смогу приписать очень, очень малому числу чего-либо ещё.

10 из 10