Русские прокатчики хотят, чтобы мы называли Star Trek Beyond их вариантом: «Стартрек: Бесконечность». Но кроме них, надеюсь, этого никто не хочет.

После «Звездного пути во тьму» мой энтузиазм к перезапущенной Джей Джей Абрамсом вселенной немного утих. Новую часть пришлось ждать немного меньше, чем в своё время вторую. Студия очень хотела успеть к летнему сезону и 50-летнему юбилею франшизы. Отчего, по словам нового режиссёра Джастина Лина, предсъемочные работы были проделаны рекордно быстро для ленты такого масштаба.

К Лину у меня тогда было довольно неоднозначное отношение. Первой крупной лентой Джастина стал «Тройной Форсаж: Токийский дрифт», всё ещё любимая часть в серии. Но потом вышли четвертый, пятый и шестой фильмы, которыми мне насладиться было куда сложнее. Если бы не сериал «Сообщество», где под его постановкой оказались одни из лучших серий, я бы начал серьезно беспокоиться по поводу нового Звездного пути.

А так просто не знал, чего ждать. Главным подогревателем аппетита стал факт, что сценарием занялись не Орси с Куртцманом или, не дай бог, Линделоф, а Саймон Пегг. В первую очередь он актёр, но не стоит забывать, что сценариями трилогии вкусов Cornetto режиссёр Эдгар Райт занимался именно что вместе с ним.

Ещё в 2014 году у нас в Кемерово обещали построить кинотеатр с IMAX-экраном. Были развешаны рекламные плакаты, обещавшие показать «Годзиллу» в монструозном качестве, но это оказалось враньем. Говорят, что владельцы новооткрывшегося зала сделали экран недостаточно большим для даже минимальных требований IMAX, отчего они не получили нужного оборудования. Так что впервые посмотреть кино в этом качестве я смог лишь оказавшись в гостях у друзей родителей в Тольятти. По случайному стечению обстоятельств моим первым опытом просмотра фильма в IMAX оказался именно шедший тогда «Звездный путь: За пределами».

Нельзя сказать, что это был идеальный выбор в плане знакомства с форматом. Картина не снималась на камеры IMAX, отчего сделанные специально для таких залов трейлеры впечатляли больше, попросту взрывая мои непривыкшие к такому качеству глаза и мозг. Тем не менее, подобная конвертация все же лучше, чем обычные кинотеатры, в чём я смогу убедиться два дня спустя, сходив на него второй раз вместе с с другим автором «Перетрения».

Star Trek: Beyond (2016)

А знаете, в чём я ещё смог тогда убедиться? Что это потрясающий фильм. Как порой бывает с тем, что ты смотришь второй раз с небольшой разницей во времени (например, купив свежевышедший диск ленты, менее полугода назад крутившейся в кино), напряженные сцены воспринимались слишком быстро, а провисающие — черезчур медленно. В данном случае второго почти не было, сплошь первое. Ты хотел больше насладиться действием, а оно словно убегало от тебя.

Мои восторги оказались далеки от среднестатистической реакции на фильм. Преимущественно «За пределами» встретили положительно, но слабее, чем предыдущие две части, что подтверждают данные всевозможных агрегаторов оценок и рецензии. Кассовые сборы тоже оказались не слишком радужными: конечно, 343 миллиона сборов — не самая плохая цифра, но не для бюджета в 185. Оригинал 2009 года стоил на 35 меньше, а собрал на 41 больше. «Во Тьму» же оказался и самым дорогим, и самым кассовым фильмом за всю историю Звездного пути — обошелся в 190 и собрал 467 миллионов долларов. Как ни крути, а цифры говорят, что третья эпопея омоложенного состава «Энтерпрайза» проигрывает предшественникам.

Anton Yelchin, Sofia Boutella, and Chris Pine in Star Trek: Beyond (2016)

Третий просмотр уже два года спустя лишь подтвердил, что я с ними не согласен. При всей любви к «Звездному пути» Джей Джей Абрамса, не могу не отметить, что картина Джастина Лина нравится даже больше. Это не третья история становления экипажа подряд, а приключение из их пятилетней исследовательской миссии. Как в оригинальном сериале, но при этом сюжет оказывается заодно деконструкцией такого подхода. Что, простите за громкое слово, делает задумку гениальной.

И капитан Кирк (Крис Пайн), и коммандер Спок (Закари Куинто) столкнулись с одной мыслью — изучать бесконечный космос, конечно, прикольно, да вот есть ли что-то получше рутины, коей нет конца? Первый видит выход в получении должности вице-адмирала. А второй решает посвятить себя благополучию и процветанию своего находящегося на грани вымирания народа.

Zachary Quinto and Anton Yelchin in Star Trek: Beyond (2016)

До принятия судьбоносных решений осталось не так много времени, но именно тогда им выпадает миссия исследовать опасную туманность. Там на них нападают таинственные противники с огромным флотом маленьких кораблей. Их атака оказывается настолько успешной, что объявляется эвакуация корабля. Лишь немногие из экипажа в лице пилота-навигатора Чехова (Антон Ельчин), Кирка, инженера Скотта (Пегг) и Спока с лекарем Боунсом (Карл Урбан) избегают плена противника. Всех их разбрасывает в разные уголки ближайшей планеты Альтамид.

На ней и начинается непрекращающееся веселье. Раненый Спок и Боунс только и делают, что подкалывают друг друга, неся на себе большую часть крайне удачного юмора ленты, но потом выкрадывают время и для более честного разговора. Скотт находит себе прекрасную пару в лице белоснежной инопланетянки Джейлы (София Бутелла), которая заодно оказывается ключом к спасению из сложившейся безнадежной ситуации. Кирк с Чеховым, постепенно распутывая произошедшее, ищут разрушенный корабль и свою команду. А пленные во главе с лингвистом и девушкой Спока Ухурой (Зои Салдана) и рулевым Сулу (Джон Чо) узнают больше о их противниках, во главе которых некий Кролл (Идрис Эльба).

Сразу четыре группы героев действуют параллельно, постепенно сталкиваясь с остальными персонажами. Казалось бы, довольно легко запутаться, кто где находится. Плюс вряд ли путешествие каждого окажется таким уж важным. Но нет. Словно в идеальной шахматной задачке, ни один ход не оказывается лишним. Каждая сцена, насколько чисто развлекательной она ни казалась, несёт в себе важный момент, который выстрелит позднее.

Даже случайный факт, сказанный Боунсом Кирку в самом начале фильма, в середине окажется важной частью линии Ухуры и Сулу. Учитывая, в какие сжатые сроки писался сценарий, я могу только преклониться перед мастерством Пегга и Дага Джанга, доводивших текст до итогового состояния после неоднократной смены коней на переправе в начале производства.

Джастин Лин, говоря о сцене в конце первого акта, где происходит нападение на «Энтерпрайз», упомянул, что у него в юности была игрушка этого корабля. Она легко ломалась в конкретных местах, и потому ему было интересно показать на экране, как уже «настоящий» звездолёт так же бы разрушался. Слыша о подобном детском азарте, сразу понимаешь, насколько человек увлечён идеей показать захватывающее приключение. И экшн-сцены это полностью подтверждают.

Их разнообразие — от гонок на мотоцикле до драк в пространстве с нарушенной гравитацией — и плотность (особенно под конец), откровенно говоря, сносит крышу. В начале нас дразнят огромной сферической звездной базой Йорктаун, потом отправляют на дикую лесную планету. Хоть приключения там не менее интересны, вернувшийся в повествование уже в полную силу Йорктаун оказывается превосходной добивочкой для жаждущего развязки зрителя.

Похвала экшену была бы неполной, если бы я не упомянул сцену главной атаки героев по флоту Кролла. Она — настоящий самородок. Каждый раз, смотря её, мне хочется верещать от счастья как ребенок, узнавший, что он поедет в Диснейленд. Такие сильные эмоции проявляются в том числе и от выбранной для действия песни, делающей великолепную связку с первой частью.

Если к чему в «Звездном пути: За пределами» и можно придраться, так к злодеям. Они, имея пару жутких фишек, все же оказались немного бледноваты и малоинтересны. Это отчасти вина желания авторов держать их истинные мотивы в секрете от зрителя до самого конца. В итоге Кролл оказывается олицетворением того, что могло бы стать с Кирком и Споком — он герой, оказавшийся вне своей стихии и именно это сделало его монстром. Если бы не столкновение с ним, то, кто знает, наш капитан и коммандер могли бы столкнуться с такой же опасной трансформацией, что и их антагонист в своё время.

Idris Elba in Star Trek: Beyond (2016)

Хвалить всё остальное, от костюмов и спецэффектов до актерского состава и музыки Майкла Джаккино, уже трудновато. Я не скажу ничего такого, что не упоминал в текстах о предыдущих частях. Создатели не чинили то, что не сломано. А их добавление к команде в лице Джейлы оказалось куда удачнее, чем Кэрол Уоллес в «Звёздном пути во тьму», что уже здорово. Ей, кстати, немного не повезло в дубляже. Если в оригинале у Бутеллы есть непривычный выговор, но звучит он более-менее естественно, то наша актриса озвучания уж слишком его усилила.

Кино оказалось не просто развлечением на два часа, но и историей о том, что порой мы перестаем понимать, что находящееся прямо у нас под носом и есть то, что нужно. Порой требуется хорошая встряска, чтобы начать ценить уже достигнутое, а не грустить о том, что могло быть при ином раскладе. Мораль не новая, но именно она делает из третьей части перезапущенного цикла Звездного Пути полноценное художественное произведение, захватывающее от начала до конца.

10 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *