Запрещённое мнение #6 — Вымышленные друзья — Перетрение

Когда я учился в начальных классах школы, мне было привычно, что мир телевидения был этаким уютным местом для эскапизма, куда ты можешь сбежать от реальности, чувствуя себя полностью защищённым. А потом в один прекрасный день выяснилось, что это не так.

Я не знаю, кому показалось хорошей идеей показывать убийство животных на Первом канале днём, во время, когда дети приходят домой со школы. Но именно это я и увидел. Ещё несколько секунд курица мирно бегала по траве и никому не мешала – а теперь её повалили, прижали к столу и тесаком отрубили голову. Зачем при этом показывать шею крупным планом – тот ещё вопрос.

Мне стало дурно. Я почувствовал, как будто у меня из-под ног выбили какую-то опору. Я не понимал, что с этим делать – такое чувство было в новинку. Этим не поделишься с друзьями, об этом не поговоришь с родителями – да и что говорить-то? Мир жесток и это вызывает у меня приступы паники? Добро пожаловать в реальность.

Буквально через несколько минут у меня появился мой первый воображаемый друг. Его звали Гошей и его отличительной чертой характера была повышенная гуманность к животным – он любил их, дружил с ними и никогда бы не обидел. У Гоши была даже физическая «личина» в виде небольшого рисунка, вложенного в полиэтиленовый пакетик.

По ночам Гоша (я даже не знал полную форму его имени) уходил на работу, где он занимался почему-то проектированием поездов. А потом, со временем, Гоша стал не нужен, с ним стало не о чем говорить – и он отправился жить в другую страну, предварительно пообещав поддерживать связь. Не то чтобы у него этого хорошо выходило.

Наверное, у каждого ребёнка был свой вымышленный друг. Это такая важная и естественная составляющая детства, как и взрыв петард, рассказывание страшных историй и экзистенциальные кошмары перед сном. В ориентированной на детей культуре вымышленные друзья тоже были не редкостью – лишь вырастая начинаешь понимать, что Карлсон – Тайлер Дерден Малыша.

В кинематографе эта тема тоже поднимается достаточно часто, но один фильм хотелось бы отметить особенно. Обычно я говорю, что это мой любимый плохой фильм – и тут слово «любимый» важнее, чем «плохой».

Гитарист из этой рекламы – это Джек Малкэи, актёр и музыкант. Сейчас ему 62 – и за всю его карьеру у него не было более известной роли. Начал он сниматься с фильма 1982 года, «Порки», молодёжной комедии про группу подростков, стремящихся лишиться девственности. Потом он снялся в продолжении этого фильма. А в 1989 году он сыграл в том, о чём мы немного и поговорим. А вот и Джек.

А, нет, вот он.

В фильме «Создавая Рэма Лезара» он сыграл жутковатого (не в негативном смысле) вроде-как-супергероя Рэма Лезара, которого создают силой своего воображения мальчик и девочка, у которых есть проблемы в реальной жизни (преимущественно проблемы взаимопонимания со взрослыми) – и которым срочно нужен воображаемый друг, такой как Рэм Лезар. Как ни странно, он приходит к ним обоим во сне – а, значит, он, наверное, настоящий.

Фильм, который идёт всего 40 минут, представляет собой небольшое приключение, в ходе которого Рэм успеет сказать детям немало мудрых вещей и объяснить им, что всё не так уж плохо, что родители просто беспокоятся о них – и вообще, стоит только захотеть – и всё будет возможно. Также будет спето немало песен (это мюзикл!), главгад окажется не таким уж и плохим, да и люди вокруг лишь радостно подпоют – одним словом, всё, как в хороших детских фильмах.

Но только хороший ли это фильм? Вовсе нет. Это эталонно плохой фильм эпохи VHS, где всё сделано дёшево, примитивно, странно. Одна из главных претензий у многих рецензентов – очень странно показаны отношения детей и взрослого (пусть и воображаемого) мужчины, потому кинолента выглядит как гимн педофилии.

А ещё отдельно хочется выделить визуальные эффекты. Это главный злодей. Да, это не какой-то удачно выловленный кадр, где его лицо искажено. Он по сути такой. Летающая пикселизованная голова.

Но всё же в фильме есть что-то такое, от чего ты испытываешь искреннее удовольствие. Во-первых, это душевность. Фильм очень добрый, очень позитивный, а наивные истины, что там проговариваются, по сути, не помешают ни одному ребёнку. Во-вторых, как бы ни был плохо сделан фильм, но песни там действительно достойные, даже запоминающиеся. Да и вообще, когда вот это низкое качество производства накладывается на душевность и искренность, то возникает ощущение, что этот фильм – как твой одинокий приятель, который очень старается быть хорошим, но только у него ничего не выходит – потому общество по-прежнему его игнорирует.

Составьте этому «приятелю» компанию. Настройтесь на плохой фильм, который искренне пытается быть хорошим – и, кто знает, может Рэм Лезар придёт на помощь и к вам – как минимум, поможет скрасить вечерок.

Тем более, что на YouTube выложена полная версия фильма.

Мыслями делился

Автор рубрики «Запрещённое мнение». Панически боится воздушных шариков. Любит сырники. Как бы вы жили без этой информации?