Лондон (2005) — Пересмотр! #53 — Перетрение

Средняя школа была для меня преимущественно временем отчаянья и одиночества. Как, полагаю, и у многих других подростков. Каждый справляется с этим обязательным отчуждением по-разному. Я вот смотрел фильмы. Много, много фильмов. В среднем выходило по одному каждый день. В то время я дважды составлял список из сотни кинолент для просмотра – и в обоих случаях укладывался в сто дней. Забавно, что три с лишним года назад я составил уже третий подобный список – и четверть из него всё ещё не посмотрел.

Способы набора в такой список был самыми разными. В основном чистая случайность: я заходил на страничку ленты в КиноПоиске, она меня чем-то привлекала – или я просто слышал о ней до этого – и она попадала в список. Но были и более связные способы. Например, по актерам.

Первой актрисой, чьи фильмы я смотрел пачкой только потому, что она там есть, стала Натали Портман. Это был интересный опыт, и в следующий раз я сделал так же с не менее талантливым и привлекательным исполнителем – Крисом Эвансом. Так я и нашел фильм «Лондон» 2005 года.

Сид (Крис Эванс) и Лондон (Джессика Бил) встречались два с половиной года и уже шесть месяцев как расстались. Время идет, а боль Сида никак не утихнет, сколько ни бухай и наркотиками ни балуйся. Сегодня он идет на прощальную вечеринку к знакомым, куда его не пригласили и после которой его бывшая уедет из города. Зная, что он там не сможет ничего путного ей сказать как есть, он перед вечером встречается в баре с банкиром Бэйтманом (Джейсон Стэйтем), у которого покупает немного дури. Слово за слово и он убеждает нового знакомого пойти на тусич с собой.

При первом просмотре мне фильм вполне понравился, но я им не проникся. Ведь на тот момент у меня не было толком никаких любовных переживаний – а это главный лейтмотив ленты. Спустя пару лет я, поддавшись порыву, посмотрел его снова, и мне понравилось даже больше. Сейчас был уже третий раз. И, в том числе, благодаря ещё большей насмотренности и, грубо говоря, жизненному опыту, картина зацепила ещё сильнее.

Половина ленты, если не больше, состоит из разговоров Сида с другими гостями вечеринки в роскошном туалете, где они нюхают героин сначала с какой-то книжки, а потом с реплики последней картины Ван Гога. Со стороны, наверно, это звучит не очень интересно, но Хантеру Ричардсу в своем полнометражном режиссерском и сценарном дебюте удается сделать эти разговоры крайне увлекательными.

В первую очередь благодаря довольно умному монтажу. Лента разбавлена различными флэшбеками во времена, когда Сид и Лондон были вместе. В большинстве случаев переход между ними и настоящим времени очень плавен и резок одновременно. Резок – потому что один разговор не успевает закончиться, как его уже заменяет другой. Плавен – потому что оба диалога имеют схожую тему и показываются не просто так, а умело преподносят историю зрителю.

Также лента не лишена определенной иронии. Когда, пару раз за фильм, Сиду начинают втирать про сомнительные, вычитанные непонятно откуда удивительные открытия и исследования, они иллюстрируются слегка карикатурными кадрами их проведения. Казалось бы, их можно было не показывать, в любом случае это лишь абстрактные примеры. Но кино на то и визуальное искусство. Используя скорее свойственный комедии прием, режиссеру удается его применить и во благо более близкого к драматическому повествованию. Популярно мнение, что реальная жизнь – трагикомедия, и в этом плане «Лондон» скорее соответствует подобной трактовке. А бодрый саундтрек от The Crystal Method только помогает лучше воспринимать происходящее.

Но главное, чем цепляет лента – актеры. Заросший Крис Эванс ломает мебель и аквариум, бухает и нюхает, ноет за жизнь и спрашивает людей о том, есть ли Бог. Только в последнем узнается короткостриженный он из флэшбеков – куда более бодрый, но такой же наглый. С обоими ипостасями он справляется на отлично, преподнося не самого приятного персонажа достаточно интересно, чтобы он не вызывал отторжения. Но для меня это не так уж удивительно.

В том числе потому, что самую неожиданно сильную игру в ленте выдает не он, а Джейсон Стэйтем. В конце, когда его герой и Эванса начинают друг на друга орать, меряясь, у кого любовные страдания больнее, Стэйтем просто взрывается и показывает такой талант, которого я у него не замечал нигде и никогда. Хотя не исключаю, что ранее мне мешала его увидеть сверкающая лысина, которую здесь скрывают ухоженные волосы.

Также в кадре мелькает ещё пара знакомых. В частности, эпизодическая роль психотерапевта главного героя досталась Луи Си Кею. Что интересно, на момент выхода фильма он был куда менее известен, у него ещё не было ни одного записанного на видео концерта. Стерву-хозяйку вечеринки исполнила обычно куда более приятная Айла Фишер («Незваные гости», «Иллюзия обмана»), а среди её гостей затерялась прекрасная и на тот момент ещё 18-летняя Кэт Деннингс («Тор», «Две девицы на мели»).

«Лондон» – эффектное разговорное кино о неудачах в любви с матом и наркотиками. Очень жаль, что после него Хантер Ричардс участвовал лишь в какой-то сомнительной киноколаборации «Освободите соски». У человека явно талант, и как минимум я жду его новую работу. Если она будет.

9 из 10