Гонконгский Эд Вуд: «Ниндзя-терминатор» (1985) — Перетрение

Задача рецензента заключается в том, чтобы стараться привлечь внимание к хорошим фильмам и отсоветовать плохие. Но рецензент – тоже человек, субъективный и принципиальный. Часто он усаживается за просмотр той или иной киноленты с уже сформировавшимся заранее мнением. Он хочет, чтобы фильм был хороший – и за уши притягивает его достоинства. Заранее невзлюбит произведение – и ищет весь фильм недостатки. Но иногда приходится признавать свои ошибки. Например, когда всё указывает на то, что фильм будет лучшим в мире, но после просмотра оказывается, что это не так. Было ли так с «Ниндзя-терминатором»? Или он оправдал возложенные на него надежды?

Стоп, почему вообще такое мнение? С чего бы ему быть лучшим на свете фильмом? О, к этому были все предпосылки.

Годфри Хо, уроженец Гонконга – не просто режиссёр, а настоящая машина по выпуску фильмов. Например, за 1986 год он «выплюнул» 17 кинокартин,  за 1987 – 21, а за 1988 – 31. Пока вы доедаете утренние мюсли, он запросто мог выдать очередной шедевр про ниндзя. Ну, или про ниндзя. Или, велика вероятность, что третьей тематикой тоже были бы ниндзя.

Он выпускал так много фильмов, что само мироздание не поспевало за ним, потому ему приходилось снимать их под разными именами, чтобы не вызвать разрыв в пространственно-временном континууме. Крист Ханна, Чарльз Ли, Джо Ливингстон – это всё тоже он. Всего, по некоторым данным, у него имеется около 40 псевдонимов.

Что ему особенно хорошо удавалось – так это названия. Он всегда подходил к ним с выдумкой, с творческой ноткой. Вот несколько примеров того, как назывались его фильмы:

Ниндзя-мстители, Ниндзя: Американский воин, Убийство ниндзя, Ниндзя в действии, Ниндзя: Тихий убийца, Заповеди ниндзя, Отряд убийств ниндзя, Призрачные герои ниндзя, Схватка ниндзя, Золотое вторжение ниндзя, Бриллиантовая сила ниндзя, Фантазия ниндзя, Охота ниндзя, Бионический ниндзя, Отряд ниндзя, Золотой воин ниндзя, Ниндзя-дракон, Окончательный ниндзя, Ниндзя в полях убийств, Суровый ниндзя – Воин тени, Испытание ниндзя…

И тут интересно то, что многие из этих названий – отсылка к каким-то блокбастерам того времени. Например, угадайте, к чему отсылается «Цельнометаллический ниндзя»? Ну или хотя бы сегодняшний «пациент»…

Важно подчеркнуть, как ему удавалось делать так много фильмов. Снимал ли он их с нуля? Бросьте, конечно, нет. Что-то он, конечно, снимал, но большая часть материала делалась по принципу «копировать-вставить». Годфри брал киноленты, находящиеся в публичном доступе – и вставлял в них ниндзя. Или наоборот? Так из отснятого материала на один дешёвый фильм после магии монтажа у него выходил миллиард кинолент.

Также он резал свои же картины, придавая им новую жизнь. Это привело к тому, что, например, Ричард Гаррисон, любимец режиссёра, продолжал «сниматься» в его фильмах долгое время, хотя не давал на это разрешения. Говорят, это настолько испортило ему репутацию, что актёр был вынужден в принципе прекратить сниматься в кино.

Также о своём музыкальном участии в киноленте не знали, например, такие группы как Pink Floyd.

Стоит ли говорить, что у такого продуктивного и талантливого автора (которого часто называли Эдом Вудом от гонконгского кино) очень сложно выбрать его главное творение. Но почему-то его всё-таки решили выбрать – и им стал «Ниндзя-терминатор».

Сюжет фильма вращается вокруг ниндзя, которые охотятся за ниндзя, только золотым. Это такая разборная статуэтка из трёх частей. Если их собрать, то ты становишься таким всем из себя мощным ниндзя. Тебя можно хорошенько побить катаной, а тебе всё нипочём. Естественно, всем хочется собрать этот паззл. А для этого нужно хорошенько побить разным людям морды, нарядившись в костюмы ниндзя, которые будто бы сшила чья-то бабушка.

Если честно, особо сильно говорить о сюжете нечего. Вся сила фильма – в мелочах. В роскошных усищах Ричарда Гаррисона. В телефоне в виде Гарфилда в квартире у одного из главных героев. В женском парике одного из антагонистов. В рассыпанных крабах. В камуфляжном ниндзя-костюме. В самих ниндзя, которые выглядят как типичные фермеры. В нелепом монтаже с телепортациями. В переигрываниях и недоигрываниях. В подведённых глазках суровых воинов. В переодевании в лучших традициях The Sims.

И этих мелочей оказалось достаточно, чтобы по-настоящему влюбить в себя аудиторию. Просто полистайте IMDb – «десятки», признания в любви, утверждения, что это лучшая вещь на свете… Да, они во многом иронические, но, вместе с тем, такие искренние. Как после этого не предположить, что фильм и правда – лучший в мире. Хотя бы в рамках царства плохорошего контента.

Но, если честно, это тот случай, когда контекст куда более интересен, чем само произведение. Скрепя сердце, вынужден сказать, что «Ниндзя-терминатор» – не лучший в мире фильм. Да, он глупый, плохой в хорошем смысле, но недостаточно особенный, чтобы действительно выделяться на общем фоне guilty-pleasure-фильмов. А вот личность режиссёра, совокупность его работ, его мастерское владение ниндзя-техникой Ctrl+C – Ctrl+V – это совсем другое дело.

Фильм породил ряд сиквелов, которые, наверное, были лениво склепаны Годфри за пару часов из неиспользованного и чужого материала, а также, что гораздо более интересно, креативный оммаж к его работе под названием Ninja the Mission Force. Этот веб-сериал одновременно пародирует творчество Годфри и отдаёт ему дань. Прямые цитаты, абсурдный монтаж, вставки из фильмов, находящихся в публичном доступе – это однозначно стоит посмотреть. А оригинал – по желанию.