Видео погубило радиозвезду: история клипов до прихода MTV — Перетрение

Музыкальные видео сейчас популярны как никогда. Тут и там на просторах YouTube можно наткнуться на клип, количество просмотров которого перевалило за сотню миллионов, а порой и за миллиард. Их пародируют, к ним делают отсылки, на их основе зарождаются мемы. Но это всё сейчас. А с чего всё начиналось?

А началось всё с явления, далекого от нынешнего представления о клипах. Если мы заглянем поглубже в историю, мы увидим, как еще 1890-х годах в Америке смекалистые издатели нот и один электрик создали песню с иллюстрациями, которую демонстрировали с помощью проектора на стену во время исполнения вживую. Сейчас такое способен сделать любой школьник в Movie Maker, но тогда это было прорывом.

В начале 20-го века кинематограф начал развиваться всё быстрее, не в последнюю очередь благодаря французскому режиссеру Жоржу Мельесу. Фильмы тогда могли позволить себе быть только немыми, но это не мешало их показывать в кино с синхронным музыкальным сопровождением.

В 1926 году было выпущено первое пятиминутное музыкальное видео с наложенным изначально звуком от Боба Уитта и Сая Берга. А годом позже, в октябре 1927 года, был представлен первый полноценный кинофильм со звуком на пленке, «Певец джаза», положивший начало постепенному вытеснению немого кино из проката. Во многих ранних саунд-фильмах выступали звезды водевилей, оперные певцы, группы и другие популярные музыканты.

К концу 20-х годов студия культового аниматора Макса Флейшера запустила в производство мультфильмы, которые сейчас могут сойти за предка караоке. Назывались они «Screen Songs» и представляли собой чередование анимационных вставок и экранов с текстом песни. Предполагалось, что зритель будет подпевать, следуя ритму прыгающего по словам шарика.

Далее наступил черед записей выступлений для визуально-музыкальных автоматов, более известных в дальнейшем как скопитоны. Это такая гигантская махина, которая умела крутить по восемь трехминутных записей за один присест. Такие черно-белые видео, записанные на одну ленту, получили название «soundies». Они были невероятно популярны, а специальные автоматы ставил каждый уважающий себя ресторан и ночной клуб.

Киноиндустрия тем временем продолжала развиваться, мюзиклы (а также производные от них) стали распространяться всё больше. Создатели получили возможность не просто «в лоб» отображать выступления исполнителей, но и задействовать приемы, присущие только кино, вроде более сложного монтажа, операторской работы или спецэффектов.

Так, Warner Bros. совестно со студией Леона Шлезингера выпустила серию короткометражных видео «Spooney Melodies», применив довольно новаторское по тем временам совмещение стандартной съемки и мультипликационных вставок.

Клипы как самостоятельное явление признали впервые в 1959 году, когда певец и автор песен Джайлс Перри Ричардсон употребил в одном из своих интервью фразу «музыкальные видео».

В 60-е появляются не просто трансляции исполнителей песен, но ролики, специально разбавленные постановочными моментами и дополнительно обработанные. Хороший пример – видео на песню «Странник», визуальной подложкой к которому служат различные заранее отснятые кадры.

И тут пришли они. The Beatles.

Они больше, чем любая другая группа, смогли использовать силу фильма для своей раскрутки. Им удалось вывести музыкальные видео на новый уровень, сделав их не только более художественными, но и показав всем их настоящий коммерческий потенциал. Помимо полнометражных мюзиклов «На помощь!» и «Ночь трудного дня», был записан ряд промороликов для телешоу, таких как Top of the Pops, Thank You Lucky Stars и Hullabaloo.

Вообще, благодаря Top of the Pops клипы получили существенный толчок в развитии. Не имея возможности присутствовать в эфире лично, музыканты, как и многие другие их коллеги, снимали записи песен на плёнку.

Музыкальные видео всё больше стали обретать функцию популяризации творчества исполнителя, а уровень эпатажа начал расти в геометрической прогрессии, ведь серое и невзрачное видео не отложится на подкорке у зрителя, в отличие от яркого и вызывающего образа.

Окончательно же культура клипмейкинга образовалась с приходом Queen и их Bohemian Rhapsody в 1975 году. Именно тогда песенный клип впервые стал чем-то полноценным, чем-то, способным быть независимым от показа в телешоу. Именно с этого момента производство клипов начало набирать обороты, а их показ позже лег в основы целых музыкальных каналов.

Звукозаписывающие компании после успеха группы наладили в 1976 выпуск видеокассет с синглами, а музыкальные видео стали неотъемлемой часть творчества коллективов. Теперь не иметь у себя за бортом хотя бы пару клипов было зазорным, а те, кто ими пренебрегал, уходили в телевещании на второй план.

Здесь мы подходим к концу повествования, так как 1 августа в Северной Америке был запущен в круглосуточное вещание музыкальный канал, который мы все знаем как MTV. Первой песней, которая открыла вещание, стала очень символичная Video Killed the Radio Star.

На этом условная первая веха производства музыкальных видео подошла к концу и пришла вторая – эпоха MTV. И она ничуть не менее интересна.