Когда форматы, которые изначально воспринимаются как противопоставленные, начинают пытаться заимствовать функции друг у дружки, результат выходит зачастую странный и непонятный. Вспомните, как телевидение, точно пожилой родитель, старающийся выучить молодёжный арго и влезть в зауженные джинсы, пыталось апеллировать к более юной аудитории, демонстрируя в прайм-тайм смешные и безнадёжно устаревшие в глазах любого миллениала ролики с YouTube? Обратный процесс выглядит чуть менее нелепо, но всё же недостаточно убедительно. YouTube упорно пытается создавать контент телевизионного качества – но почему-то никак не может.

И тут стоит уточнить, что именно мы имеем ввиду, когда мы говорим о качестве. Хотя YouTube и принято считать на уровне ассоциаций первого уровня местом, где всё тонет в засилье однообразных примитивных видео (реакции, челленджи, пранки, летсплеи, обзоры обзоров обзоров и так далее), но на деле… ладно, на деле, так оно и есть. Но в этом стогу неприятно пахнущего сена с абсолютно идентичными соломинками лежит огромное количество иголок, сделанных из чистейшей платины (потому что золото слишком мягкое и не подойдёт для аналогии, duh). Сообщество авторов-создателей (а не паразитирующих на неискушённом зрителе лентяев, которых, увы, везде больше всего) YouTube является одним из самых креативных, остроумных и инновационных во всём интернете. Количество оригинального, впечатляющего и запоминающегося контента тут невероятно высоко. Но довольно лирики, вернёмся к качеству.

И вот тут, к сожалению, социальная видеоплатформа заметно проигрывает. Речь идёт о качестве не идеи, но производства. Бюджеты телевидения и каналов YouTube несопоставимы. А чтобы сделать то, что оставит действительно сильный «выхлоп», нужны люди, нужны навыки, нужны совсем другие возможности и инструменты. Какая бы ни была у вас замечательная идея и как бы вы ни были чертовски талантливы, но Озимандию на YouTube вы сделать не можете.

Хайзенберг расстроен от этого факта.

И нельзя сказать, что попыток повысить уровень контента не было. Давайте исключим случаи, когда YouTube является чисто местом распространения проекта, который даже не рассматривался как прибыльный – регулярно туда выкладывается немалое количество качественных короткометражных работ, которые были созданы на сторонние бюджеты и со сторонними целями. В качестве характерного примера можно взять Channel Frederator, который решил провести эксперимент и попробовать создавать анимационный контент телевизионного качества на рассматриваемом нами видеохостинге. Было выбрано два подхода к монетизации – сериал «Храбрейшие войны», который был «подстрахован» именем автора «Времени Приключений», Пена Уорда, работал за счёт партнёрской программы YouTube, в то время как с «Би и Паппикэт» было решено сразу идти на Kickstarter. Удался ли эксперимент?

Скорее нет, чем да. Хотя начало было скорее оптимистичное. «Храбрейшие войны» стал самым успешным сериалом в своём сегменте на всём YouTube в принципе, а кампания «Би и Паппикэт» прошла невероятно успешно. Да вот только партнёрской прибыли от первого сериала практически не хватало даже на его окупаемость – не говоря уже про прибыль. Равно как и деньги от краудфандинговых сборов второго сериала, кажущиеся большой суммой на бумаге, с трудом позволили лишь произвести несколько запланированных серий. Опустим тот факт, что сам сериал пошёл в направлении, которое было воспринято многими инвесторами скорее негативно.

А как хорошо всё начиналось!

В итоге оба сериала ушли с YouTube на новую платную платформу VRV, работающую по подписке, от создателей «Нетфликса для аниме» CrunchyRoll. Если такая участь ждала наиболее успешные сериалы, что же говорить о втором эшелоне?

Возможная участь сериалов второго эшелона.

Были и другие эксперименты, вроде «первого YouTube-ситкома» Part Timers, но не будем о грустном.

Но потом появился YouTube Red, который нёс вместе с собой новую надежду – может быть, именно этого не хватало? Может не хватало возможности монетизировать контент напрямую, а не через небольшой «выхлоп» от партнёрской программы, который и так сильно обрубается из-за повсеместного использования AdBlock?

Картинки по запросу youtube red

Возможно. Но говорить о том, что изменения произойдут в ближайшее время, сложно. Мы видим типичный порочный круг – люди не готовы платить за платный контент, не будучи уверенными, что он будет качественнее бесплатного, а создатели не готовы масштабнее вкладываться в более качественный контент, потому что нет никакой уверенности, что люди готовы платить. Вот так и топчутся все на месте.

Всё потенциально могло быть иначе, будь у YouTube Red более продуманный старт. Запустившаяся с веб-сериалами, которые ну никак не сходят за контент, за который хотелось бы платить (вроде «Напугай Пьюдипая»), а скорее похожи на чуть более расширенные типичные видео на YouTube, платформа произвела не слишком хорошее первое впечатление с этой точки зрения (конечно, у неё есть и другие «плюшки», которые, возможно, стоят своих денег, но это тема отдельного разговора). Но ведь времени с тех пор прошло немало, наверняка там появился качественный контент?

Не совсем.

Рассмотрим яркий и свежий пример в виде сериала Rhett and Link’s Buddy System (у нас известен как «Ретт и Линк работают сообща»), который, по мнению некоторых уважаемых персон (например, Хэнка Грина), является на текущий момент единственным проектом, который в достаточной степени раскрывает потенциал платформы. Так ли это? Что же, вновь, и да, и нет.

Сериал создан одними из наиболее популярных на YouTube комедиантов Реттом и Линком, которые известны по своим вирусным музыкальным видео и утренней передаче (и вновь смешение форматов) Good Mythical Morning. Люди они очень талантливые, о них есть, что рассказать, однажды мы обязательно подготовим про них полноценный материал, но сейчас их личности и авторитет не столь важны для контекста, потому что мы должны рассчитывать, что сериалом заинтересуется абсолютно сторонний человек.

А YouTube не скупился на наружное продвижение, ориентированное как раз на «несведующую» публику.

Сериал представляет собой двадцатиминутный ситком с элементами мюзикла и абсурдизма. Протагонисты – фикционализированные версии реальных Ретта и Линка – пытаются вернуть себе контроль над своим YouTube-аккаунтом (да, это завязка) – и попадают в различные переделки – то становятся участниками магического шоу, то высвобождают своих клонов из подсознания, то примиряют роллеров с разными расположениями колёс. Сюжеты изобретательные, резко переходящие из остроумных бытовых наблюдений в неприкрытый абсурд. Юмор приятен как в целом, так и в мелочах – даже диктор, пересказывающий содержание предыдущих серий, делает это с таким иронизированием над сюжетом сериала, что то, что ещё миг назад казалось глупым сценарным ходом, после такой самоиронии воспринимается исключительно позитивно.

Отдельная сильная сторона Buddy System – это песни. Их можно слушать отдельно – и получать удовольствие вне юмористического контекста, настолько они качественные и разнообразные – а можно посмеяться над их содержанием. Ретт и Линк превращают в запоминающийся номер даже простой поход по тёмному переулку – а процесс принятия решений визуализируют (аудиализируют?) в виде заправской басни про то, как любой выбор в твоей жизни где-то на другом конце всё равно приведёт к гибели кита. Что песни срабатывают, понимаешь, когда ловишь себя на чётко осязаемой мысли, что с началом каждой новой серии именно музыкальный номер ждёшь с нетерпением больше всего.

Что ещё хорошо – это то, как сериал (как минимум его первый сезон) плотно связан воедино. Все встречи, все персонажи – и даже некоторые песни – в конце-концов оказываются важны, все ружья Чехова выстреливают в унисон, приводя к удовлетворительному завершению и ощущению целостности.

Посмотреть первую серию можно бесплатно, имеются русские субтитры.

Но значит ли это, что этот проект сможет изменить ситуацию и показать, что на YouTube возможно телевизионное качество? Увы, нет.

Как бы ни был хорош сериал (а он очень даже хорош), всего сильные стороны обеспечиваются креативными решениями, а не каким-то особенным качеством производства. Ретт и Линк всегда писали смешные сценарии и запоминающиеся песни, всегда делали интересные короткометражки. Просто теперь всё это прямо капельку дороже и немножечко длиннее, а также более целостно – но революции, увы, не свершилось. Это всё ещё просто очень хорошие YouTube-видео. Чтобы видеохостинги смогли потягаться с традиционным телевидением, а также работающими по совершенно другой модели онлайн-кинотеатрами а-ля Netflix, нужен скачок качества посильнее. Возможно, однажды он будет достигнут. А пока – продолжим смотреть наши любимые реакции, челленджи, пранки, летсплеи, обзоры обзоров обзоров и, конечно же, видео про котиков. Без них никуда.

[authorbox authorid=»2″ title=»Смотрел видосики»]

Автор рубрики «Запрещённое мнение». Панически боится воздушных шариков. Любит сырники. Как бы вы жили без этой информации?
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *