Запрещённое мнение #29 — Интернет и качество — Перетрение

Когда форматы, которые изначально воспринимаются как противопоставленные, начинают пытаться заимствовать функции друг у дружки, результат выходит зачастую странный и непонятный. Вспомните, как телевидение, точно пожилой родитель, старающийся выучить молодёжный арго и влезть в зауженные джинсы, пыталось апеллировать к более юной аудитории, демонстрируя в прайм-тайм смешные и безнадёжно устаревшие в глазах любого миллениала ролики с YouTube? Обратный процесс выглядит чуть менее нелепо, но всё же недостаточно убедительно. YouTube упорно пытается создавать контент телевизионного качества – но почему-то никак не может.

И тут стоит уточнить, что именно мы имеем ввиду, когда мы говорим о качестве. Хотя YouTube и принято считать на уровне ассоциаций первого уровня местом, где всё тонет в засилье однообразных примитивных видео (реакции, челленджи, пранки, летсплеи, обзоры обзоров обзоров и так далее), но на деле… ладно, на деле, так оно и есть. Но в этом стогу неприятно пахнущего сена с абсолютно идентичными соломинками лежит огромное количество иголок, сделанных из чистейшей платины (потому что золото слишком мягкое и не подойдёт для аналогии, duh). Сообщество авторов-создателей (а не паразитирующих на неискушённом зрителе лентяев, которых, увы, везде больше всего) YouTube является одним из самых креативных, остроумных и инновационных во всём интернете. Количество оригинального, впечатляющего и запоминающегося контента тут невероятно высоко. Но довольно лирики, вернёмся к качеству.

И вот тут, к сожалению, социальная видеоплатформа заметно проигрывает. Речь идёт о качестве не идеи, но производства. Бюджеты телевидения и каналов YouTube несопоставимы. А чтобы сделать то, что оставит действительно сильный «выхлоп», нужны люди, нужны навыки, нужны совсем другие возможности и инструменты. Какая бы ни была у вас замечательная идея и как бы вы ни были чертовски талантливы, но Озимандию на YouTube вы сделать не можете.

Хайзенберг расстроен от этого факта.

И нельзя сказать, что попыток повысить уровень контента не было. Давайте исключим случаи, когда YouTube является чисто местом распространения проекта, который даже не рассматривался как прибыльный – регулярно туда выкладывается немалое количество качественных короткометражных работ, которые были созданы на сторонние бюджеты и со сторонними целями. В качестве характерного примера можно взять Channel Frederator, который решил провести эксперимент и попробовать создавать анимационный контент телевизионного качества на рассматриваемом нами видеохостинге. Было выбрано два подхода к монетизации – сериал «Храбрейшие войны», который был «подстрахован» именем автора «Времени Приключений», Пена Уорда, работал за счёт партнёрской программы YouTube, в то время как с «Би и Паппикэт» было решено сразу идти на Kickstarter. Удался ли эксперимент?

Скорее нет, чем да. Хотя начало было скорее оптимистичное. «Храбрейшие войны» стал самым успешным сериалом в своём сегменте на всём YouTube в принципе, а кампания «Би и Паппикэт» прошла невероятно успешно. Да вот только партнёрской прибыли от первого сериала практически не хватало даже на его окупаемость – не говоря уже про прибыль. Равно как и деньги от краудфандинговых сборов второго сериала, кажущиеся большой суммой на бумаге, с трудом позволили лишь произвести несколько запланированных серий. Опустим тот факт, что сам сериал пошёл в направлении, которое было воспринято многими инвесторами скорее негативно.

А как хорошо всё начиналось!

В итоге оба сериала ушли с YouTube на новую платную платформу VRV, работающую по подписке, от создателей «Нетфликса для аниме» CrunchyRoll. Если такая участь ждала наиболее успешные сериалы, что же говорить о втором эшелоне?

Возможная участь сериалов второго эшелона.

Были и другие эксперименты, вроде «первого YouTube-ситкома» Part Timers, но не будем о грустном.

Но потом появился YouTube Red, который нёс вместе с собой новую надежду – может быть, именно этого не хватало? Может не хватало возможности монетизировать контент напрямую, а не через небольшой «выхлоп» от партнёрской программы, который и так сильно обрубается из-за повсеместного использования AdBlock?

Картинки по запросу youtube red

Возможно. Но говорить о том, что изменения произойдут в ближайшее время, сложно. Мы видим типичный порочный круг – люди не готовы платить за платный контент, не будучи уверенными, что он будет качественнее бесплатного, а создатели не готовы масштабнее вкладываться в более качественный контент, потому что нет никакой уверенности, что люди готовы платить. Вот так и топчутся все на месте.

Всё потенциально могло быть иначе, будь у YouTube Red более продуманный старт. Запустившаяся с веб-сериалами, которые ну никак не сходят за контент, за который хотелось бы платить (вроде «Напугай Пьюдипая»), а скорее похожи на чуть более расширенные типичные видео на YouTube, платформа произвела не слишком хорошее первое впечатление с этой точки зрения (конечно, у неё есть и другие «плюшки», которые, возможно, стоят своих денег, но это тема отдельного разговора). Но ведь времени с тех пор прошло немало, наверняка там появился качественный контент?

Не совсем.

Рассмотрим яркий и свежий пример в виде сериала Rhett and Link’s Buddy System (у нас известен как «Ретт и Линк работают сообща»), который, по мнению некоторых уважаемых персон (например, Хэнка Грина), является на текущий момент единственным проектом, который в достаточной степени раскрывает потенциал платформы. Так ли это? Что же, вновь, и да, и нет.

Сериал создан одними из наиболее популярных на YouTube комедиантов Реттом и Линком, которые известны по своим вирусным музыкальным видео и утренней передаче (и вновь смешение форматов) Good Mythical Morning. Люди они очень талантливые, о них есть, что рассказать, однажды мы обязательно подготовим про них полноценный материал, но сейчас их личности и авторитет не столь важны для контекста, потому что мы должны рассчитывать, что сериалом заинтересуется абсолютно сторонний человек.

А YouTube не скупился на наружное продвижение, ориентированное как раз на «несведующую» публику.

Сериал представляет собой двадцатиминутный ситком с элементами мюзикла и абсурдизма. Протагонисты – фикционализированные версии реальных Ретта и Линка – пытаются вернуть себе контроль над своим YouTube-аккаунтом (да, это завязка) – и попадают в различные переделки – то становятся участниками магического шоу, то высвобождают своих клонов из подсознания, то примиряют роллеров с разными расположениями колёс. Сюжеты изобретательные, резко переходящие из остроумных бытовых наблюдений в неприкрытый абсурд. Юмор приятен как в целом, так и в мелочах – даже диктор, пересказывающий содержание предыдущих серий, делает это с таким иронизированием над сюжетом сериала, что то, что ещё миг назад казалось глупым сценарным ходом, после такой самоиронии воспринимается исключительно позитивно.

Отдельная сильная сторона Buddy System – это песни. Их можно слушать отдельно – и получать удовольствие вне юмористического контекста, настолько они качественные и разнообразные – а можно посмеяться над их содержанием. Ретт и Линк превращают в запоминающийся номер даже простой поход по тёмному переулку – а процесс принятия решений визуализируют (аудиализируют?) в виде заправской басни про то, как любой выбор в твоей жизни где-то на другом конце всё равно приведёт к гибели кита. Что песни срабатывают, понимаешь, когда ловишь себя на чётко осязаемой мысли, что с началом каждой новой серии именно музыкальный номер ждёшь с нетерпением больше всего.

Что ещё хорошо – это то, как сериал (как минимум его первый сезон) плотно связан воедино. Все встречи, все персонажи – и даже некоторые песни – в конце-концов оказываются важны, все ружья Чехова выстреливают в унисон, приводя к удовлетворительному завершению и ощущению целостности.

Посмотреть первую серию можно бесплатно, имеются русские субтитры.

Но значит ли это, что этот проект сможет изменить ситуацию и показать, что на YouTube возможно телевизионное качество? Увы, нет.

Как бы ни был хорош сериал (а он очень даже хорош), всего сильные стороны обеспечиваются креативными решениями, а не каким-то особенным качеством производства. Ретт и Линк всегда писали смешные сценарии и запоминающиеся песни, всегда делали интересные короткометражки. Просто теперь всё это прямо капельку дороже и немножечко длиннее, а также более целостно – но революции, увы, не свершилось. Это всё ещё просто очень хорошие YouTube-видео. Чтобы видеохостинги смогли потягаться с традиционным телевидением, а также работающими по совершенно другой модели онлайн-кинотеатрами а-ля Netflix, нужен скачок качества посильнее. Возможно, однажды он будет достигнут. А пока – продолжим смотреть наши любимые реакции, челленджи, пранки, летсплеи, обзоры обзоров обзоров и, конечно же, видео про котиков. Без них никуда.

Смотрел видосики

Автор рубрики «Запрещённое мнение». Панически боится воздушных шариков. Любит сырники. Как бы вы жили без этой информации?