Феномен настолько плохих фильмов, что это даже интересно, пропитал сайт «Перетрение» во многих аспектах. Ему посвящено куча выпусков подкаста и рецензий, включая ныне покойные рубрики «Запрещенное мнение» и TrashBasket. Вот уж где меньше всего об этом говорилось, так это в «Пересмотре!».
Главная причина этого на поверхности: мне оно попросту не очень интересно. Да, иногда любопытно порыться в андерграунде. Но по большому счёту предпочту просмотр просто хорошего фильма плохорошему почти в любой день. Единственная лента данного пантеона, про которую я написал в рубрике — «Комната» — находится настолько на поверхности, что её упоминание в данном контексте кажется чуть ли не, как бы это ни было иронично, дурновкусием. Но зато мой текст на неё единственный в «Критиканстве», крупнейшей базе данных русскоязычных рецензий. Так что порой и банальности проговаривать стоит.
Тем не менее, время от времени и мне хочется познакомиться с чем-нибудь эдаким. Подобная возможность представилась, когда переводчик kiberkirik выпустил субтитры к фильму «Судьбоносные открытия», как и к обзору на него от YMS. С последним у меня отношения сложные: человек далеко не самый глупый, но нередко его контент вызывает раздражение своей категоричностью. В данном же случае это вообще не помешало. Обзор великолепно проходится по фильму и всему творчеству его автора, ролик сам по себе уже стоит посмотреть.
Воодушевившись обзором, взялся за фильм и… да, всё именно так, как в нём и говорилось. Лента Нила Брина сделана настолько дешево и себе на уме, что это завораживает. Увы, смотрел не в пьяной компании, как советовал обзорщик. Тут прям видно все те паузы, которые при таком просмотре естественно заполнились бы забавной болтовней и не обязательно членораздельными криками недоумения и восторга. Но даже так время провёл вполне неплохо.
Возможно, перед повторным просмотром стоило ознакомиться и с другими картинами Брина. Но, судя по всему, главный плюс и минус его творчества в том, что если ты видел один фильм мастера, то видел все. Везде Нил Брин играет суперкрутого парня, сражающегося со всеми неправдами мира. Вполне характерно для автора-самоучки, всё делающего самостоятельно и не доверяющего голливудской машине, не правда ли? Актеры всегда максимально нелепы, а визуальные метафоры — если можно их так назвать — по определению вызывают то ли смех, то ли жалость к творцу. Если вкратце, мне попросту не слишком интересно изучать подобные вариации.
Сюжет «Судьбоносных открытий» рассказывает о Дилане — мужчине, в детстве нашедшего с подругой волшебный камешек в лесу. Тогда же он расстается с ней, а вновь встречается уже десятилетия спустя, в больнице. Хоть его и сбила машина, но он (благодаря камешку) довольно быстро вылечивается от серьезных ранений. Возвращаясь домой, герой не пишет новую книгу после первого успеха, а хакерствует в поисках самых крупных тайн государств и корпораций. А ещё у соседей, с которыми Дилан с женой периодически обедает, проблемы в браке. Что тут скажешь, равновесные сюжетные линии.
Мне очень нравится понятие «смерть автора». Оно происходит из одноименного эссе философа Ролана Барта, которое я, конечно, не читал. Но сама идея, что интерпретация произведения смотрящим превалирует над авторским замыслом, крайне импонирует. В случае с Нилом Брином автор не просто умирает, а совершает суицид. Каждая сцена и сюжетный элемент — это выстрел автора себе в ногу, после которого он то ли не замечает боли, то ли принимает её как должное.
Если посмотреть на «Комнату» с точки зрения сценарного учебника, то в нем видно очень плохо реализованный, но внятный сюжет. Со «Судьбоносными открытиями» подобный трюк не прокатывает. Я не могу ему поставить негативную оценку хотя бы потому, что не вижу в нём плохого фильма. Кустарный, вялый, смехотворный, а в отдельных решениях вовсе безумный — да. В большинстве случаев этого будет достаточно, чтобы плеваться от происходящего. Но не здесь.
«Судьбоносные открытия» — эталон самодельного кино без всех общепринятых стандартов качества, но с сильным авторским виденьем. То, что это виденье одновременно максимально очевидно и не ясно вообще, является главным достоинством ленты.
7 из 10