Значит так. Жил да был в начале XX века Говард Филлипс Лавкрафт. Писал он про всяких выдуманных тварей, преимущественно из рек, болот, морей и океанов. Наверное. Я его книги практически не читал. А еще жил он, по его мнению, тоже среди тварей — только не тех, что из болот, а просто среди людей. Лавкрафт был тем еще социофобом.

Но я о чем. Была среди его произведений книжка одна — «Герберт Уэст — реаниматор». Ну как книжка — рассказ. И вот ее спустя добрых 63 года экранизировали, а из экранизации выросла уже целая франшиза. И результат вышел… неоднозначным.

Итак, сегодня мы поговорим о серии «Реаниматор» — тернистом пути ее создания, о первоисточнике, и о том, какими получились сиквелы. Погнали!

Видеоверсия для тех, кому лень читать

Основное достижение «Реаниматора» в том, что он был, да и есть, один из ключевых представителей комедийных хорроров, наряду, скажем, с «Зловещими мертвецами». И я отмечу — именно ключевым представителем, а никак не основоположником — ведь жанр зародился еще в 30-е года 20-го века.

Говоря начистоту, первоисточник из 6 частей не был особо оригинальным и смешным и больше являлся проходным чтивом, написанным специально ради денег. Впервые его опубликовали в журнале Home Brew, где Лавкрафту и выплатили невероятный гонорар в пять долларов за каждую часть.

Позже Лавкрафт признается, что решение разбить историю на несколько частей было компромиссом между его собственным видением и политикой издательства, которое вынуждало заканчивать каждую часть на неожиданном сюжетном повороте и начинать следующую с краткого пересказа предыдущих частей.

Итак, оригинальная история не была лучшим творением Лавкрафта. Она была клишированной и затянутой. Там было не так много от того, за что Лавкрафт действительно станет известен в дальнейшем.

Тем удивительнее, что подобные истории, прекрасно подходящие для кино, были не столь часто экранизированы. Первая экранизация Лавкрафта, «Заколдованный замок», по словам создателей была основана на рассказах Эдагара Алана По, но на деле больше походила на адаптацию рассказа «Случай Чарльза Декстера Варда».

Следующая экранизация, «Умри, Монстр, Умри» 1965 года была переложением лавкрафтовского «Цвет из иных миров». Очень, очень поверхностным переложением. После этого в 70-х вышел «Данвичский ужас». Ни одна из адаптаций не передавала в полной мере духа произведений Лавкрафта, равно как и его сюжетов. Пока не пришел Стюарт Гордон.

Реаниматор (1985)

https://youtu.be/NCGGG_NvE4g

Стюарт в период обучения в школе занимался рекламой и в течение полугода иллюстрировал этикетки для бутылок Кока-Колы. В дальнейшем обучался актёрской профессии в университете, где и поставил скандальную пьесу по мотивам сказки «Питер Пен». Скандальность её заключалась в том, что путешествие в было Нетландию наркотрипом. Пьеса принесла… определённый успех Гордону — его арестовали и университет ему закончить не удалось.

Прошло время. Стюарт вместе с друзьями собрались обсудить фильмы про вампиров. Гордон считал, что в кинематографе слишком много фильмов про Дракулу и хотел снять фильм о монстре Франкенштейна. Один из приятелей спросил, читал ли Гордон рассказ про Герберта Уэста. Гордон был фанатом Лавкрафта и прочитал практически все произведения писателя, но именно этот рассказ не смог найти. Позже он нашел экземпляр и ознакомился.

Сначала режиссёр хотел адаптировать повесть для постановки на сцене, но сценаристы Денис Паоли и Уильям Норрис посоветовали Гордону начать проект в качестве полуторачасового пилотного эпизода для ТВ-шоу. Действие рассказа происходило в начале века, и команда поняла, что будет слишком дорого воссоздать декорации. Хотя Гордон и Паоли хотели снимать дословную экранизацию повести, возникла идея снять картину в стиле пародии на «Франкенштейна» от студии Hammer.

Тогда время действия было перенесено в наше время, в Чикаго, чтобы можно было задействовать актёров из театральной студии. Ребятам сказали, что никто не купит полуторачасовой материал, и тогда они ужали сюжет в час и добавили 12 эпизодов для будущего сериала. Специалист по визуальным эффектам Боб Гринберг, работавший над фильмом Джона Карпентера «Тёмная звезда», не уставал повторять, что ужасы могут стать успешными лишь в большом кино.

Тогда Гринберг познакомил их с продюсером Брайаном Юзной. Юзна прочитал сценарий всех эпизодов и уговорил Гордона начать съёмки в Голливуде, так как производство картины станет дешевле. Юзна подписал контракт по прокату картины со студией Чарльза Бэнда Empire Pictures в обмен на помощь со стадией пост-продакшена. Так вот совместными усилиями фильм и был снят и вышел на экраны в 1985-м.

Поначалу лента оставалась недооцененной, а распробовали на вкус ее уже позже, годы спустя.

По сюжету Герберта Уэста переводят из Швейцарии после скандала, о подробностях которого он умалчивает. Он становится напарником студента-медика Дэна Кейна. Одержимый воскрешением трупов Уэст вызывает симпатии у своего коллеги и ненависть со стороны доктора Хилла, под руководством котором и проводятся работы.

Исследования Уэста заходят слишком далеко. Постоянная нехватка трупов приводит к тому, что напарники время от времени грабят кладбища. Но и этого мало — Уэст начинает поглядывать на живых.

В одном из интервью сценаристы отметили, что юмора не было в первом черновом варианте скрипта – он пришел позже, во время съемок.

Все в команде считали, что добавление шутливой атмосферы не будет унижать дух Лавкрафтовского произведения. И они, черт возьми, оказались правы.

Лучшим решением Гордона был выбор на роль Герберта Уэста Джеффри Комбса. Комбс со своим богатым театральным опытом идеально вписался в роль.

«Реаниматор» сломал барьер между сплэттер-фильмами и комедийными хоррорами. Для него не существовало никаких табу, но вместе с тем он не уходил в чернуху и откровенную безвкусицу. Легко было превратить этот фильм в форменную катастрофу, но благодаря таланту Гордона, актерам и мастерам по спецэффектам этого не случилось.

Невеста реаниматора (1989)

Стюарт Гордон продолжил свой путь, как автор самых разномастных фильмов и не стал противиться сиквелам франшизы. Первый из них, «Невеста Реаниматора», после показа ограниченным прокатом в 1989-м, вышел прямиком на видео 22 февраля 1991 года.

В режиссерское кресло сел Брайан Юзна, продюсирующий оригинал, а сценаристами стали Рик Фрай и Вуди Кит, которые были известны по сюжету для фильма «Общество» — добротному сатирическому хоррору с крутыми решениями по части спецэффектов.

Весь основной каст вернулся на свои законные места, за исключением Барбары Кремптон. По сюжету, со времен событий оригинального фильма, прошло 8 месяцев. Фильм начинается в Перу, где Герберт Уэст и Дэн Каин служат санитарами во время войны. Для них это самое подходящее место — солдаты умирают на поле сражения, а их трупы годятся для новых экспериментов по оживлению мертвой плоти.

Уэст снимает дом рядом с кладбищем, в подвале которого проводит свои опыты, в том числе и по составлению различных странных существ, аля рука-нога. Тем же временем на след Уэста выходит лейтенант Лесли Чепмен, у которого есть свои мотивы. Тело его жены было оживлено учёными во времена первой части и ныне влачит свое жалкое существование. Полицейский начинает свое расследование…

И хотя Юзна честно старается допрыгнуть до планки, взятой оригиналом, сюжет обрезает ему крылья и не дает показать нормальную внятную историю, что в итоге оборачивается превращением ленты в набор малосвязных сцен разной степени качества.

Самое большое различие между первой частью и оригиналом – подход к режиссуре. Заметно, что Гордон не вернулся в режиссерское кресло. Хотя я хорошо отношусь к Брайану Юзне как к режиссеру, он весьма компетентный ремесленник, но его стиль не совсем сходится со стилем Гордона.

И хотя ему удалось передать некую странность и вычурность, присущую произведениям Лавкрафта, этого оказалось мало. Пусть это и не самый плохой сиквел, особенно из тех, что выходили прямо на видео, но он все же заслуживает внимания только в одном из двух случаев:

1. Вы большой поклонник оригинала

2. Вы большой поклонник творчества Брайана Юзны (респект вам за это)

И кто бы мог подумать, что следующая часть появится только спустя десяток лет…

Возвращение реаниматора (2003)

Брайан Юзна снова в деле!

И у меня есть новость для вас, хорошая и плохая одновременно. Хорошая новость заключается в том, что на этот раз Юзне удалось сделать смотрибельный фильм. Плохая заключается в том, что у Юзны после этого ничего хорошего не выходило.

Но вернемся к «Возвращению реаниматора». Это последняя часть серии, и вышла она в 2003. Если первая часть отсылала нас к оригинальному Франкенштейну, вторая – к «Невесте Франкенштейна», то эта – к одному из последних фильмов Хаммер – «Франкенштейн и монстр из Ада» 1974-го года.

Вообще, со времен выхода предыдущей части, для хорроров, подобных Реаниматору, наступили тяжелые времена. Жанр ушел в кризис, из которого начал выходить только ближе к началу нулевых. Однако под давлением крупных студий многие были вынуждены смягчать возрастной рейтинг своим фильмам. Исключения обычно касались лишь особенно больших игроков на рынке, но Брайан Юзна был не из их числа.

Еще в середине 90-х он переехал в Испанию, чтобы продюсировать жанровое кино при поддержки крупного местного дистрибьютора FILMAX. Помимо этого, он успел снять дилогию «Дантист» и совсем уж мутные «Эмбрион» и «Фауст». Также Брайан основал студию Fantastic Factory и получил возможность снять третий, заключительный фильм о докторе Весте, но на этот раз без Брюса Эботта в роли Кейна, так как тот устал от киноиндустрии и решил стать архитектором и дизайнером.

По сюжету, Уэст попадает в тюрьму, где уже и отсидел 14 лет. И даже там он фанатично продолжает свои эксперименты, но уже только на крысах. С их помощью он выводит субстанцию, которая покидает тело человека после его смерти.

Вскоре в тюрьме появляется врач-практикант Говард Филлипс (оцените иронию!) и заинтересовывается экспериментами Уэста. Вместе они создают лабораторию в подвале тюрьмы и начинают проводить опыты над заключёнными…

Самая большая проблема третьего реаниматора связана с его производством. Так уж вышло, что на этот раз лента международного производства США и Испании, что существенно удешевило производство. В итоге фильм стал стоить на уровне второй части, а ведь с тех пор стандарты возросли.

Ну и вроде бы молодцы – нашли способ сэкономить копеечку, да вот только это херово сказалось на актерском составе. Комбс – единственный американец в касте, Барри – ирландец, и в оригинале его акцент уж слишком притягивает внимание. Остальные актеры из Испании были дублированы, что тоже ведет к некоему хаосу. Да и в целом испанский колорит выглядит несколько отторгающе и чужеродно, и к нему нужно привыкать. И хоть при русском переводе этого мы не заметим, но такую особенность съемочного процесса отметить стоит.

Всё это – возникшие сложности на пустом месте, что привело и к хлопотным съемкам, и натужному результату.

Из этого вытекает другая проблема, которая кинется в глаза уже всем. Третий фильм имеет больше общего не с Реаниматором, а просто с типичным хоррором европейского розлива, что, может быть, неплохо само по себе, но духом оригинала вообще не отдает. Серьезность и страх – не совсем то, что ждешь от очередной части, будем честными, довольно фарсовой серии.

Прочие штуки

В период с 1991 по 1992 год Adventure Comics выпустило две мини-серии, связанные с кинотрилогией «Реаниматор». Первая – Re-Animator – была адаптацией оригинального фильма и состояла из трёх выпусков. Вторая – Re-Animator: Dawn of the Re-Animator – предыстория, приквел из четырёх выпусков ко всем фильмам об Уэсте.

Он рассказывает о приключениях молодого Реаниматора, когда учёный не только борется за то, чтобы доказать, что его реагент работает, но и пытается не сесть в тюрьму. Проблемы Уэста начинаются, когда он использует сыворотку на своём умершем коллеге, профессоре. Подозрения полиции приводят молодого учёного к конфликту с советом университета и дочерью Грубера. А между тем, Эрих Метлер, человек, одержимый идеей бессмертия, хочет во чтобы то ни стало узнать секрет формулы Уэста.

В 2005 году стартовала мини-серия из четырёх частей Army of Darkness vs. Re-Animator, в которой герой франшизы «Зловещие мертвецы» Эш Уильямс встретился с Реаниматором. В этом кроссовере Герберт Уэст дебютирует во вселенной Dynamite Entertainment.

События кроссовера разворачиваются после мини-серии Shop till You Drop Dead, завершившейся разгромом магазина S-Mart и убийством множества его посетителей. Эша арестовывают, признают невменяемым и отправляют в психиатрическую клинику Аркхэм. Там лечащим врачом Уильямса становится не кто иной, как доктор Герберт Уэст, который использует печально известную книгу «Некрономикон».

Это не все комиксы о Реаниматоре, что выходили. Больше про них вы можете почитать в статье на Darker Magazine.

А еще хотели снять два продолжения, а потом хотели снять ремейк, а еще планировался сериал, но чет как-то все заглохло. Итого сейчас мы имеем:

  • один отличный фильм;
  • один слабый фильм;
  • один средний фильм;
  • ворох неплохих, но нишевых комиксов;
  • настольную игру, которую выпустили в начале 2018 года.
  • и… еще одну экранизацию.

Ага, в этом году вышла еще одна экранизация истории про Герберта Уэста. Можете считать меня снобом, но мне хватило трейлера и краткого ознакомления с предыдущими фильмами режиссера. Очень сомнительный проект, хотя и имеет сейчас утешающие 5,9 на IMDb.

Такая вот история серии «Реаниматор». Если вам понравилась статья — ставьте лайк и пишите в комментарии, какие части вы смотрели и что о них думаете. Если есть, что сказать про новый фильм — тоже с удовольствием почитаю. Также предлагайте свои идеи, о чем мне рассказать в дальнейшем. Спасибо!

Поехавший любитель редкой дичи. Не меньший любитель навязывать эту дичь остальным. Мемовед со стажем. Кстати, продам гараж.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *