Начну сразу – с главного героя. Точнее, злодея. Его зовут Лесли Вернон. Он носит идиотскую маску. Ходит в костюме колхозника. Хранит коллекцию испорченных серпов, молотов, топоров и вил. А еще очень любит охотиться на студентиков, но не всех, а только на морально испорченных. Но это все хобби. Чем занимается Лесли по жизни, не очень понятно. Однако, он заинтересовал Тейлор, местную журналистку, которая решила снять документалку о том, как Лесли решить студентиков поубивать.
Концепция фильма, кстати, не нова. В 1992 году выходил фильм «Человек кусает собаку», который, в целом, был о тех же самых вещах. И он так же был стилизован под документальный фильм, где съемочная группа принимала активное участие в происходящем. Однако в отличие от него, «Под маской» не делает акцент на шокирующей жестокости. Он вообще не вспоминает о такой вещи, как убийства, на протяжении первого часа.
Прелесть картины не в этом. Дело в самом Лесли. Он насмотрелся очень, очень много хорроров и загорелся идеей стать легендой местного захолустного городка, вроде того же Джейсона, Майка Майерса или Фредди Крюгера. Точнее сказать, он уже легенда. О нем ходили слухи, что в детстве его выбросили в местную речку-вонючку, где он благополучно и утонул. А теперь вот он решил отомстить. И, заодно, напомнить о себе любимом.
Смотреть за Нэйтаном Бэйзелом – одно удовольствие. Он крадет каждую свою сцену и актёрской игрой напоминает Майкла С. Холла из сами знаете какого сериала. Даже персонажи схожи. На его фоне меркнет как Анджела Геталс, сыгравшая журналистку (неплохо сыгравшую, хочу заметить), так и Роберт Инглунд, исполнивший типичную для хорроров роль «мужика, который что-то подозревает». Их приятно видеть, но особой погоды они не делают.
Кстати, о плане. Да, о том самом плане по умерщвлению тупоголовых студентов, которому посвещены добрые две трети фильма. Лучшие две трети.
План этот включает в себя все фишки, подсмотренные в типичных слэшерах. Это и наличие невыбиваемых окон в доме (где и будет происходить резня), и подпиленные рукоятки у топоров, чтобы они ломались после двух ударов, и шкафы, где можно спрятаться (словно в утробе матери, как отмечает маньяк). Все это нужно Вернону для того, чтобы уравнять шансы. Но план идет немного не так. Или так.
Цимес в том, что последние полчаса в фильме подкидывают интересный сюрприз. Сюрприз этот поначалу удивляет, но именно из-за него кино немного теряет свой шарм, лишаясь очков уникальности. Это, конечно, не очень приятно, но зато весьма забавно.
То есть я не могу сказать, что фильм оборжаться какой смешной, но смотришь его преимущественно с улыбкой и всерьез происходящее не воспринимаешь. Там очень много тонких подколов над жанром, интересных трактовок штампов (вы знали, что маньяки не достают своих жертв из шкафа из-за Кодекса Чести?) и символизма. Уж чего-чего, а символизма фильму точно не занимать.
Это уже и упомянутая выше аналогия с утробой матери, и фаллические символы и визуальные намеки на женское лоно… И нет, это все не плод моего больного воображения. В фильме все это проговаривается чуть ли не прямым текстом. Например то, что девственница в финале должна быть вооружена большим, длинным, твердым оружием. И этот подход, когда нам говорят все «в лоб», не делает ленту хуже. Даже начинаешь задумываться над тем, что… слэшеры не так тупы, как кажутся. Дорогого стоит.
В общем, кинцо вышло прелестное. Если вам нравятся такие вот деконструкции жанра, в духе «Хижины в лесу», «Крика», «Реальных вампиров» или «Последних девушек» — вперед. Бегите, скачивайте, смотрите.
[authorbox authorid=»3″ title=»Рылся в мусорной корзине»]