Вторым полнометражным фильмом авангардного режиссёра Йорга Буттгерайта стал «Король смерти», снятый через 2 года после скандального «Некромантика». Эта работа режиссёра оказалась самой признанной в среде профессионалов кино и не имела проблем с цензурой, в тоже время являясь самой доступной для зрителя, так как почти не содержит шокирующих сцен. Между тем, это бессюжетное кино, где в качестве главного героя выступает социум.

Один человек решает покончить с собой, но перед этим пишет письма незнакомым людям. Каждое такое письмо приводит адресата к убийству, самоубийству или безумию.

Буттгерайт выбрал медитативный, свободный стиль повествования, заменяя привычную фабулу фильма мрачной атмосферой и размышлениями о бренности человеческого бытия. Вся жизнь людей — это путь к смерти, в конце которого их встречает мифический король. Буттгерайт и здесь говорит, вслед за «Некромантиком», что смерть правит миром, а одиночество и разобщённость людей – её главные слуги.

Это очень хорошо показано в сцене, где человек исповедуется девушке, сидящей на другом конце скамьи, после чего она достаёт из сумочки пистолет, полагая, что убийца жены достоин лишь смерти. А другой герой всё свободное время посвящает просмотру жестоких фильмов (кстати, на экране телевизора в роли жертвы пыток появляется сам режиссёр, а в кинопрокате есть его фильм «Некромантик»). Смерть притягательна, а лицезрение страданий и ужасов помогает почувствовать вкус жизни, ощутить, что ты существуешь и все твои проблемы не так уж и серьёзны по сравнению с проблемами героев фильма. Когда же девушка персонажа начинает привычно «пилить» его, он убивает, дабы она не мешала смотреть кино.

Кажущаяся бессмысленность бытия давит на людей, одиноких и озлобленных, не видящих никакой цели в жизни. В тоже время смерть — это всего лишь ничто. Она непривлекательно выглядит, так как режиссёр показывает разлагающийся труп, помещённый в центр кадра, словно человек Леонардо Да Винчи.

Буттгерайт размышляет над тем, почему люди не любят жизнь и очарованы смертью. Ведь когда-то верили в безграничные возможности человеческого духа, перед которым открываются тайны Вселенной. И ответ, по Буттгерайту, кроется в том, что жизнь обесценилась. Люди не ценят ни себя, ни других, разобщены, разделены стенами, интересами. Совершая акт насилия, человек возвращает себе контроль над жизнью, оставляет след в этом мире, пусть и не самый хороший. Не случайно девушка снимала свои убийства на рок-концерте на камеру, и даже её собственная смерть попала на плёнку.

Обретение себя ценой смерти — так можно выразить главную мысль фильма. В тоже время работа Буттгерайта не призывает к самоубийству, а скорее предостерегает. Не просто так она заканчивается кадрами с детьми, которые только начинают жить и не ведают страданий. И очень важно, чтобы человек смог пронести тот лучик жизни, детскую радость бытия и не поддался искушению смерти.

Буттгерайт атеист, а потому далёк от сказок о загробном мире, которые навыдумывали церковники всех мастей. Жизнь есть только здесь и сейчас, и другой не будет. Не просто так главное предостережение о короле смерти Буттгерайт вкладывает в уста ребёнка, как бы цитируя новозаветный эпизод о младенце-пророке. На рисунке маленькой девочки король предстаёт забавным скелетом в короне, способным уловить лишь тех, кто не понимает, что жизнь ценна сама по себе, поскольку это дар природы.

Эта почти сюрреалистическая мрачная поэма о «невыносимой лёгкости бытия», возможно, кого-то остановит от рокового шага, показав, что жизнь достойна того, чтобы её прожить.

[authorbox authorid=»7″ title=»Смотрел»]

Специалист по авангардным хоррорам.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *