— Что есть жизнь?
Это начало смерти.
Что есть смерть?
Это конец жизни.
Рождение демона
Добро пожаловать в Сан-Пауло, Бразилия. Этот город таит в себе много сюрпризов, если рассмотреть его более внимательно. Например, бразильский кинематограф. Вы вот знали, что он породил не только тонну мусора, но и несколько по-настоящему культовых образцов хоррора, повлиявших на жанр? А поблагодарить за это мы должны Жозе Можика Маринша, более известного как Гробовщика Джо.
Жозе – это такой жутковатого вида мужик, с длиннющими ногтями и взглядом типичного маньяка. И это неспроста.
Интерес Жозе к ужасам, теме жизни и смерти и сюрреалистичным кошмарам берет свое начало еще из детства. Когда ему было семь лет, он увидел, по его словам, «человека, который считался мертвым, вдруг поднялся из гроба». Его отец был остепенившимся цирковым артистом, устроившимся из-за уговоров жены на должность администратора в кинотеатре, что также повлияло на будущего режиссера и его творчество.
Понимаете ли, первым фильмом, увиденным Жозе, стало видеопособие по венерическим заболеваниям, которые крутили по вторника для женщин, а по четвергам – для мужчин. Не мудрено, что такое зрелище способно было напугать любого человека до усрачки. Позже Можика открыл для себя фильмы с Чарли Чаплином, которые крутили в кинотеатре по выходным. Но ленты с участием именитого актера привлекали Жозе не из-за юмора, а из-за боли. Боли в глазах Чаплина.
Свои первые короткометражные фильмы он начал снимать еще в 40-х годах, будучи подростком. Эти картины он демонстрировал в парках аттракционов, на ярмарках, в связи с чем они Можика возымел определенную популярность.
Он очень любил комиксы и собрал знатную коллекцию. Еще одной причиной обратиться Жозе к кинематографу стало желание вдохнуть жизнь в картинки. Свое первое профессиональное кино он снял в 1958 году, в возрасте 22 лет. Это был довольно традиционный вестерн «Искатель приключений». Не смотря на простоту ленты, к ее съемкам Можика подходил со всей ответственностью. Он ни у кого не просил помощи, продал втайне от родителей свой дом, дабы получить средства для производства.
Свой первый фильм ужасов он снял лишь в 1963. И это стало поворотным моментом в его карьере.
Продолжение крови
Так вышло, что, несмотря на свою тягу к оным, первый хоррор Жозе снял столь поздно по причине того, что опасался крайне негативной реакции публики, боялся быть высмеянным. Ранее этот жанр бразильский кинематограф презрительно обходил стороной.
Источником вдохновения для создания «В полночь я заберу твою душу» стало видение. Будучи подавленным из-за многочисленных провалов, Можика впал в депрессию. Во сне, будучи в бреду, он увидел мужчину в черных одеждах. Уже проснувшись, режиссер понял, что назовет этого персонажа Гробовщиком Джо. Вскоре был снят и сам фильм.
Для 1964 года, когда вышла лента, для Бразилии фильмы ужасов были в новинку. А учитывая еще и то, что на тот момент это была чрезвычайно религиозная страна, фильм про ярого богохульника не мог не вызвать бурной реакции зрителей. И тут мы переходим к моему личному впечатлению от фильма.
Философ зла
Сразу обозначу главное достоинство ленты – ее центральный персонаж. Зе, он же Зека, он же гробовщик Джо – интересная во всех смыслах личность. С одной стороны, он невероятно жесток. С другой – он отстаивает честь невинных и нападает лишь на тех, кто встает у него на пути.
Ко всему прочему, он не верит в Бога, не верит в Дьявола, а верит лишь в себя. Но при этом, у него конкретный бзик на теме продолжения рода, и он переходит все рамки, дабы у него появился сын.
Он старается добиться во всем правды, желает изменить привычное положение дел, избавить жителей города от суеверий, делающих их рабами своих фантазий. Но способы, к которым он прибегает, желая сделать людей немного лучше – излишне радикальны.
В общем, еще раз повторюсь, что Зека – персонаж запоминающийся, колоритный. Он является главной движущей силой фильма, тем, из-за чего картина еще достойна внимания. В ней затрагиваются темы, которые даже сейчас открыто обсуждать не особо принято, что уж говорить о начале 60-х. И этим «В полночь я заберу твою душу» и сильна.
А вот чем она не сильна, так это всем остальным. Фильм устарел. Капитально. Смотреть его сейчас – занятие не самое приятное. Картинка темная, мыльная, монтаж кривой, спецэффекты посредственные, а звук – ужасен. Ко всему прочему, единственная русская озвучка грешит любительщиной. Не Хихидок, конечно, но все равно уши особо не радуются.
Тем не менее, есть в фильме какой-то особый шарм. Магия, если угодно. Его трудно оценивать объективно, потому на этот раз, если позволите, от оценки я воздержусь.
[authorbox authorid=»3″ title=»Рылся в мусорной корзине»]
P.S. Если хотите знать, что произошло с Жозе Маринша дальше – я скажу. На волне успеха первого фильма он снял сиквел, «Сегодня ночью я вселюсь в твой труп», который, по мнению многих, превзошел оригинал. А в 2008 году он завершил трилогию лентой «Реинкарнация демона». Но об этом – как-нибудь в другой раз…