Возможно, за долгие годы у вас сложилось впечатление, что насилие, убийства и фонтаны крови – это эксклюзивная особенность хоррор-фильмов. Ну, возможно, игр ещё. Но были времена, когда ни того, ни другого еще не изобрели, а гладиаторские бои уже давно остались в прошлом. А потребность в хлебе и зрелищах у людей была всегда. И тогда они шли в…скромный театр, находящийся в криминальном квартале Пигаль, что в Париже. И имя ему – «Гран-Гиньоль».
Загадочное «Гиньоль» в названии объясняется просто – так звали куклу, созданную мастером по имени Лоран Мурге. Куклы эти были не аналогом марионеток, как можно было подумать, а скорее нашими «петрушками» (они еще на манер перчаток устроены). Иное значение слова – пьеса, в которой особый акцент делался на отображение сцен убийств, пыток, преступлений.
Так вот, пьесы эти были эдакой грубой, острой на язык, извращенной версией «Панча и Джуди» – другого известного кукольного спектакля XIX века, только уже итальянского. А началось всё с того, что бывший бродячий торговец, а ныне зубодёр стал развлекать боязливых клиентов небольшими представлениями на основе местных новостей, но с участием кукол. Впрочем, эта история больше похожа на красивую легенду, чем на правду.
Как бы то ни было, тема эта зашла неплохо, с связи с чем Лоран стал заниматься на профессиональной основе вплоть до своей смерти в 1844 году.
Спустя полвека идею подхватил и творчески переработал журналист и драматург Оскар Метенье. Он переоборудовал небольшую псевдоготическую часовню в театр на 293 места. В зале была особая готическая атмосфера: деревянные панели, причудливые рисунки с изображением оргий, огромные ангелы, подвешенные к потолку. Теснота и острое ощущение, что выхода нет (буквально – в партере не было проходов) – это про Гран-Гиньоль.
Условия ограничивали выбор мест действия: как правило, сюжеты разворачивались в пространстве комнат, гостиничных номеров, больничных палат, кают, кабинетов, операционных… И хотя задумка с куклами была отброшена, сама суть историй и манер их подачи остался прежним – вульгарное, циничное, остросоциальное отображение жизни самых низов общества, умещенное в один акт. А уж низы Метенье умел показывать прекрасно, ведь он проработал долгое время полицейским и прекрасно наблюдал за их жизнью.
Самый маленький в Париже театр умудрился завлечь публику как своим эпатажным оформлением, так и натуралистичными постановками. Спустя пару лет театр передали под руководство Максу Мори, который уделил гораздо больше внимания эстетике ужасов.
На смену Метенье, пьесами стал заниматься Андре де Лорд, которого прозвали «принцем насилия». За свою жизнь он успел написать 150 произведений, одно другого жестче. Героями стали становиться безумные доктора, няни-детоубийцы и ревнивые жены, чья жестокость не знала пределов. Никаких монстров, привидений, вампиров – только современные страхи и анализ темных сторон каждого из нас.
К тому же адаптации подвергались произведения многих классиков, вроде Эдгара Аллана По, Роберта Луиса Стивенсона, Чарльза Диккенса, Редьярда Киплинга, Марка Твена и прочих.
Гран-Гиньоль повлиял на развитие не только жанра хоррора, но и на развитие визуальных спецэффектов и грима. Кровь реалистично хлестала из жертв, а тела рубили на куски. Многие доверчивые зрители всамделишно паниковали и звали врачей. Иные даже сознание массово теряли.
И подобные события только лишь подогревали ошеломительный успех. Позже было открыто несколько театров в Риме, Нью-Йорке и Лондоне, специально для англоговорящей аудитории. К слову, это позже окажет серьезное влияние на сериал «Дом ужасов Хаммера» от основателей известной студии Hammer Films.
Но ничего не бывает вечным. Кинематограф стал выходить на качественно новый уровень, звуковое сопровождение перестало быть ярким преимуществом театра перед немыми фильмами. Началась Вторая мировая война, которая серьезно подкосила интерес к подобным развлечениям по двум причинам. Во-первых, люди и так были сыты по горло кровью и жестокостью в реальной жизни. Во-вторых, театр заслужил плохую репутацию после того, как выяснилось, что в него часто захаживали известные деятели нацистской Германии, вроде Германа Геринга. Более того, они его порой спонсировали. Так что довольно быстро Гран-Гиньоль стал считаться заведением для аморальных плебеев и дегенератов.
Впрочем, театр все равно смог прожить до 1962 года включительно. Тогда же его двери закрылись окончательно. Что символично, уже спустя год…всё вернулось на круги своя. Только уже в кинематографе, ведь именно в 1963 на экраны вышел первый gore-фильм режиссера Хершелла Гордона Льюиса – «Кровавый пир». Но об этом как-нибудь в другой раз…
[authorbox authorid=»3″ title=»Явление рассматривал»]