Был такой известный дуэт в своё время в Америке – Бад Эботт и Лу Костелло. Давно дело было – еще в 40-х годах прошлого века. Не скажу, что с них пошло зарождение жанра комедийного хоррора, но они определенно задали нужный вектор развития, в частности, фильмом Universal «Эботт и Костелло встречают Франкенштейна» (1948). Однако, это была далеко не первая комедия ужасов, в которой они снимались. Началось всё с «Задержите это привидение».
Впервые комедийный дуэт появился на экранах в мюзикле «На флоте» (1941), но истинное признание к нему пришло лишь во втором фильме, о котором мы сейчас и говорим. Выдержала лента проверку временем? Если коротко – да. Если подлиннее – да, но не во всём.
Сюжет цепляет своей несуразностью. Два закадычных друга работают на заправке, предаваясь мечтам о том, чтобы открыть свой ресторанчик. Тут волею судеб им приходится невольно помочь гангстеру, которого в ходе погони подстрелили. Перед тем, как испустить дух, он вручает завещание, в котором излагается последняя воля – отдать тем людям, кто будет с ним перед смертью, загородный домик. Ну вы поняли, кому тут счастье привалило. Так что друзья, прихватив с собой несколько попутчиков, отправляются в усадьбу. Усадьбу, в которой уже кто-то поселился…
Разнообразные события хоть и мелькают перед вашими глазами с поразительным темпом, общий сюжет развивается довольно-таки медленно – так, первые полчаса представляют собой лишь долгую прелюдию, где перед нами раскрывают всех действующих лиц. Главные герои – наивный, немного глуповатый толстячок Ферди в исполнении Лу Костелло и более рассудительный (и высокий) Чак в исполнении Бада Эботта. И знаете, свой культовый статус эта парочка заслужила сполна.
Следить за вечными препираниями и ужимками Ферди в той же степени интересно, как и за наигранной невозмутимостью Чака. Эти персонажи создают резкий контраст, у них мало что общего, но вместе с тем они прекрасно дополняют друг друга. Впрочем, порой заметно, как создатели немного перетягивают одеяло именно на первого, что немного начинает раздражать ближе к финалу. Поясню.
Основная проблема касается даже не столько фильма, сколько всего жанра слэпстик-комедии – от шуток банально устаешь уже к первому часу. Особенно от постоянного, словно смена дня и ночи, торопливого вываливания Ферди на слушателя ста слов в секунду и заикания. Это до безумия обидно, ведь умом понимаешь, что многие гэги реализованы старательно, с должной долей оригинальности, но… все равно не смешно. Но в первый час, пока организм изголодался по наивному, доброму юмору, испытываешь самый настоящий детский восторг от неловких падений, ударов, подчеркнуто гротескных эмоций персонажей и остроумной игры слов. Последнего тут вообще хоть отбавляй.
К сожалению, многие шутки, выстреливающие в оригинале, загублены переводом. Ну то есть как загублены –некоторые из них вообще перевести с сохранением смысла невозможно. Я смотрел ленту с субтитрами, и даже там проскакивают фразочки, переведенные не иначе как PROMT`ом.
Или вот еще одна придирка – сцены в клубе. К чему они? Зачем? Глупо жаловаться на этот аспект сейчас, но отметить стоит – песни никакой смысловой нагрузки не несут и лишь служат для искусственного растягивания времени. Чего уж там – они даже сняты были задним числом, уже после основных съемок. Так что и с этим недостатком стоит смириться.
Тем не менее, старания авторов не прошли даром – в прочих деталях фильм держится молодцом. Визуальный ряд очень приятный, а некоторые практические эффекты так и вовсе смотрятся по любым стандартам годно. Сценарий и юмор, как уже говорилось, достойный. Персонажи, включая второстепенных – золото. Хронометраж, не смотря на легкую затянутость, всё равно не очень существенный, а композиции, которые я пинал выше – с музыкальной точки зрения вполне себе ничего. Всю картину можно охарактеризовать этими словами – она «вполне себе ничего». Ненавязчивая рекомендация к просмотру прилагается.
[authorbox authorid=»3″ title=»Рылся в мусорной корзине»]