Тут не далее как 20 октября вышел ремейк «Шоу ужасов Рокки Хоррора». И знаете, это хороший повод вспомнить оригинальный фильм, вышедший более чем 40 лет назад. Благо, вспомнить действительно есть что.

Шоу ужасов Рокки Хоррора / The Rocky Horror Picture Show (1975); Режиссер — Джим Шармен; Время — 100 минут; Рейтинг IMDb — 7.4

Фильм базируется на мюзикле, который начал крутиться в Лондоне еще в 1973 году. За идею ответственен Ричард О`Брайэн, англичанин, выросший в Новой Зеландии. На родине своих не бросают, потому производство постановки началось благодаря помощи директора Австралийского театра Джима Шармена. «Оно пришло из Дейтон-Хай» (первоначальное название постановки) после своей премьеры 19 июня немедленно стало сенсацией. В ночь открытия в качестве зрителя пришел даже сам Винсент Прайс.

Бритт Экланд, одна из актрис в постановке, помогла привлечь внимание к мюзиклу голливудских продюсеров, благодаря чему производство фильма было запущено уже через год. Многие участники производства перекочевали прямиком в создание киноверсии, будь то сам Шармен, дизайнер костюмов Сью Блейн и художник-постановщик Брайан Томсон. Получившийся результат, который увидела широкая общественность 26 сентября 1975 года, в итоге совершенно выбил из колеи как критиков, так и зрителей. Вот только результатом этого первоначально стал не бешеный успех, а скорее неприятие получившегося результата в массах, из-за чего фильм быстро изъяли из проката. Не сказал бы, что это справедливо, но вполне ожидаемо, учитывая всю странность концепта.

Это пародия на классические хорроры времен Hammer? Да! Это едкий стеб над научной фантастикой того же периода? Да! Это вдохновенная ода 70-м? Да, да и еще раз да. На нужный лад настраивает уже начальная песня, «Science Fiction Double Feature», которая отсылается к такому богатому списку классических лент, что у заядлого киномана дух перехватит уже в первые две минуты. Чтобы вы имели представление об источниках вдохновения, о которых прямым текстом заявляется: «Флэш Гордон», «Человек-Невидимка», «Оно пришло из космоса», «Доктор Икс», «Забытая планета», «День Триффидов» и еще с пяток менее известных нашему зрителю наименований.

Сюжет пересказать сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Казалось бы, завязка традиционная. Молодожены Брэд и Джанет поехали отмечать сие радостное событие, но по пути прокололи колесо, а запаску не накачали. Дождь хлещет, гроза мечет, а неподалеку – замок, где можно было бы позвонить и позвать на помощь. Вот только они не знали, что попадут на прием к «милому трансвеститу из Транссексуалии, что в Трансильвании» и его свите…

Пересказывать то, что происходит дальше, было бы непростительно. Градус творящегося безумия растет с каждой минутой всё больше, изменения в характерах героев становятся всё трагичнее, а исход действа – всё неизбежнее. И вот уже хоррор сменяется рок-мюзиклом, рок-мюзикл – снова хоррором, а хоррор внезапно перерастает в бесшабашную фантастику, которая пришла из 50-х…

Хоррор-составляющая действительно радует. Стилизация под творения Hammer чувствуется в каждом кадре. Так, на дизайн замка создателей вдохновили такие хорроры, как «Невеста Дракулы» (1960) и «Рептилия» (1965), часть реквизита перекочевала едва ли не из фильмов про Франкенштейна, а образ рассказчика напоминает вообще любой фильм ужасов тех времен, а данный образ позже высмеяли всё, кто только хотел. Особо ярко сходство прослеживается с Терренсом Фишером, культовым кинорежиссёром, чей пик карьеры как раз пришелся на конец 50-х и начало 60-х.

Львиную долю внимания на себя тогда еще молодой малоизвестный актер (а еще певец и танцор) Тим Карри. Какой же он здесь потрясающий! Мало того, что образ распутного трансвестита Фрэнка сразу же стал пиком его карьеры (по крайней мере до тех пор, пока Карри не исполнил роль Пеннивайза), так еще это в принципе один из самых ярких персонажей в кинематографе!

И дело тут не только во внешности, хотя это также немаловажная составляющая характера. Образ доктора Фрэнка явно сделан под огромным вдохновением от схожего образа Дэвида Боуи, а именно – Зигги Стардаста. То было время расцвета глэм-рока, килограммов штукатурки на лице и вызывающих костюмов, так что в этом плане дух времени передан замечательно.

Но вот что интересно – хотя ленте и получается отобразить всю суть 70-х, одновременно она не кажется устаревшей. Это потрясающее свойство, характерное очень малому количеству произведений в целом. Песни до сих пор звучат свежо и оригинально, операторская работа даст сто очков вперед некоторым нынешним образчикам жанра, а общий посыл об избавлении от закрепощенности и навязанных норм морали будет актуален еще очень долго.

Хотя мы сейчас отвлеклись от актеров. Не одним Тимом Карри единым. Молодоженов сыграли Бэрри Боствик (он неплох) и Сьюзан Сарандон, которая много позже отхватит Оскар. И как же она хорошо вписывается в роль наивной зажатой серой мышки, которая постепенно скидывает все предрассудки и запреты, не в последнюю очередь благодаря «терапии» Фрэнка и его создания, Рокки Хоррора. Питер Хинвуд, исполнивший эту роль, старательно отыграл эдакое новое воплощение Франкенштейна – он красивый, стройный, подкаченный, но всё еще такой же тупой как пробка. Отдельно стоит отметить самого автора мюзикла, О`Брайэна, который исполнил роль дворецкого Рифф Раффа. Дворецкий в ряде сцен по части харизмы превосходит своего хозяина, что также совершенно неожиданно.

Помните, как я упоминал выше про кассовый провал? Наверняка некоторые из вас подумали: «О чем ты, на КиноПоиске вон при бюджете в полтора миллиона фильм собрал практически в сто раз больше!». Именно. Как так вышло? Эксперементы с форматом проката начали Fox (иногда они всё же способны на адекватные вещи). Несколькими месяцами позже они перевыпустили ленту в повторный прокат, на этот раз в качестве сдвоенных сеансов вместе с мюзиклом «Призрак Рая» (1974) Брайана Де Пальмы, в кампусах колледжей. Сборы вышли не очень утешительные, но и не столь плачевные, как можно было бы считать.

А потом до студии дошло. Ведь можно пустить картину в качестве полуночного кино, благо что «Крот» (1970) и «Розовые фламинго» (1972) показали хороший результат. И тут понеслась. Зрители приходили на сеанс в костюмах из фильма, выкрикивали заученные реплики героев и всячески создавали должную атмосферу. Это сработало, а «Шоу ужасов Рокки Хоррора» получило вторую жизнь. К 1978 году его крутили уже более чем в полусотне кинотеатров по всей стране. Так вот деньги и собрали.

Но это всё был контекст, который поможет многим правильно принять и понять полученный результат. Но в мюзикле ведь главное – не только актеры и костюмеры, но еще и то, ради чего мы их и смотрим. Точнее, слушаем. Да, речь о песнях.

На примере вступительной «Science Fiction Double Feature» я уже показал, что многие из них полны отсылок и самоиронии, к тому же сами по себе, в отрыве от текста, они также цепляют. Правильно выдержанный ритм и хороший вокал делают своё дело, благодаря чему многие композиции после просмотра хочется немедленно добавить в плейлист. «Sweet Transvestite», «Time Warp» и «Hot Patootie, Bless My Soul» — это уже восторг с первых нот и желание притопывать в такт.

Раз уж вы дочитали до этих строк, подкину вам горькую пилюлю. Лента неидеальна. Более того – в последней трети она дает резкий сбой, растеряв в динамике, сменив жанр и изменив самой себе в плане атмосферы. Безумный карнавал свелся на нет, подача сценария поскучнела, постоянный поток песен стал непостоянным,  а градус трэша поднялся выше нормы. И хотя прекрасно понимаешь задумку и то, что это всего лишь пародия, принимать данное решение не хочется. Идет резкое отторжение происходящего на экране, что очень сильно бьет по восприятию картины в целом. Если бы не это, сейчас можно было бы преклоняться перед создателями, но в итоге мы получили просто хороший вариант для времяпрепровождения на этот Хеллоуин.

И не то что бы это было плохо.

[authorbox authorid=»3″ title=»Рылся в мусорной корзине»]
Поехавший любитель редкой дичи. Не меньший любитель навязывать эту дичь остальным. Мемовед со стажем. Кстати, продам гараж.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *