На мой взгляд, в огромном ассортименте киноиндустрии существует лишь несколько фильмов, которые действительно имеет смысл показывать всем без исключения подросткам и несколько раз пересматривать в старшем возрасте. И один из них – «Синяя весна» Тошиаки Тоёды. На самом деле, она и не синяя вовсе – словом «aoi» в японском языке обозначается целый спектр цветов от зеленого до синего. Ясное и спокойное голубое небо и зеленые, недозрелые, раньше времени упавшие с веток яблоки. Но обо всем по порядку.
На пути человека, который так или иначе увлекается восточной культурой или просто проявляет интерес к каким-то ее проявлениям, обязательно встаёт оно. Аниме. Не отрицаю, что и в этом жанре есть стоящие вещи. Но в общем и целом, децибелы пустого звона в аниме зашкаливают. Особенно, если тема касается подростков и школы – писк, визг, первая любовь, смущенный чмок на фоне лепестков и радуги в конце. Слащавая песенка про любовь. Ну, мельком проблема самоопределения – и то, не всегда. Создается ощущение, что только у тебя, условно страшного и непонятого миром условного ученика/выпускника 9 класса условной школы в условном поселке Нижние Верхи, существуют проблемы поважнее, а вот туда в верещащий мир радуги, можно иногда сбежать от реальности. И сахар там слаще, и жизнь интереснее, и девочки кавайнее.
Напоминаю, мы – то, из чего, когда и как мы выросли. И от этого никуда не деться.
— Даже если наши тела развалятся, дух сломится, а слезы испарятся, мечты юности никуда не уйдут.
Так вот, о проблемах. «История об анархии, царящей в средней школе» – сказано о фильме на Кинопоиске. Именно так – одним предложением с упрямо заставляющей на этом закончить точкой. На самом деле, тому, кто это написал, хочется руки поотбивать, в лучших традициях этого же фильма. Эта история далеко не об анархии, не о жестокости, не о школе, и даже не о школьниках вовсе. Это не надуманная чернуха с высокой социальной псевдо-миссией. Тоёда совершил, казалось бы, невозможное. Он вывернул потерянные и бунтующие, еще юные, но уже зараженные страхом души наизнанку и обтянул этим полотном все, что только смог. Пресловутая школа в японском спальном районе превращается в практически сталкерскую зону, пустую и мрачную, со своими порядками и своими королями. С насилием. С натурализмом. С опасной игрой в хлопки. И с цветами, которые никогда не распустятся. Но и никогда не умрут.
— Ты же молодой парень. Должны быть какие-то желания.
— Нуу… Я хочу мира во всем мире. Или что-то типа того.
Сейчас вся кафедра журналистики, которую я заканчиваю, должна по очереди отвесить мне пинков и обвинений в профнепригодности. Потому что именно об этом фильме я больше ничего рассказывать не буду. Просто посмотрите и найдите там себя. А сразу после просмотра можете провести экспресс-тест – если подходите к зеркалу и вас не берет дрожь от отражения, то вот тогда, в своей весне, вы свернули в правильном направлении. Значит, вы не Незнамо-Кто.
–Алёна Самсоненко