Следить за творчеством Green Day – всё равно что наблюдать за долгоиграющим сериалом, чьи лучшие годы уже давно позади, а количество сезонов перевалило за десяток. Каждый раз, когда выходит новая пачка серий, ты смотришь их по инерции и отмечаешь: «А ведь несколько эпизодов были чертовски хороши! Вот бы они почаще отходили от стандартного сценария! Наверняка в следующем году сценарист поднажмёт и сделает по-настоящему сильное зрелище, которое вернет былую славу!». И вот приходит время нового сезона, а чуда так и не происходит.
Для меня пиком творчества Green Day до сих пор остаются альбомы 2004 и 2009 года (American Idiot и 21st Century Breakdown). Они были сбалансированы, по-хорошему монолитные и не утомительные. А вот дальше пошло страшное.
Какой-то бес ворвался в голову к Билли Джо Армстронгу и сказал: «Слушай, а давай ты сделаешь не один альбом, а три! И свалишь в него всё подряд, без разбору! Вот будет классный подарок фанатам!». И ведь именно так Green Day и поступили в 2012 году. Если первый альбом трилогии ¡Uno! еще худо-бедно можно было слушать, то вот на ¡Dos! и ¡Tré! засилье вымученных композиций убило веру в прекрасное напрочь.
У творчества группы есть всего одна проблема, по сути. Но она очень серьезная. Мужикам уже пятый десяток, но они до сих пор строят из себя офигеть каких бодрых и инфантильных панк-рокеров. И это при том, что Green Day никогда не были панк-рокерами. Скорее, прилизанными по самое не могу подражателями, взявшими на вооружение один раздражающий приём, суть которого сводится к следующему.
Последние альбомы придерживаются четкой структуры в плане построения песен, которую можно описать примерно следующим образом:
- Тихое, мелодичное вступление. Иногда даже с претензией на оригинальность.
- Резкий переход в громкости и очередной текст в духе: «Хей-хей-хей, мы бодры и веселы, у нас еще нет старческого маразма, но дочек в школу вести уже надо, бенг-бенг-бенг, убить всех ди-джеев, ура, революция!».
- Опционально – подводка к следующей композиции.
И тут мы подходим к другой проблеме – а что же отличает хорошую композицию Green Day от плохой? Ведь казалось бы, если отбросить редкие баллады (которые бесспорно удаются группе), мы получим быстрые, динамичные, шумные песни. Так что же не так?
Те композиции, которые цепляют, отличает чистота и лаконичность. Они не ощущаются перегруженными множеством ненужных звуков, которыми пытаются заполнить, не дай боже, даже полсекунды спокойствия. Но участники группы этого не понимают, в результате чего часто мы получаем какую-то кашу без всякой претензии на оригинальность. И трилогия грешила, простите, квинтодрочем, более всех остальных альбомов.
И как же отрадно, что в двенадцатом студийнике, Revolution Radio, эту проблему постарались решить. Другой вопрос, что вышло не настолько прекрасно, насколько могло бы.
- Somewhere Now. Первая композиция – хороший пример того, как делать не надо. Вступление задает приятный настрой, и вот уже думаешь, что группа на этот раз отошла от своих корн… а, нет, они снова за своё. Опять. Подобный резкий облом ожиданий негативно сказывается на первоначальном восприятии альбома, но перетерпите. Поверьте, ожидание окупится.
- Bang Bang. А вот это уже яркий пример самоплагиата. Еще один проходной «боевичок», коих Green Day наштамповал на десятилетия безбедного существования вперед. Композиция очень бодрая и динамичная, но вот чего-то интересного в ней не видно даже за версту.
- Revolution Radio. Еще немного. Потерпите. Титульный трек тоже не несет в себе ничего нового. Это очередной проходнячок, который идет на одной волне. Стоит отметить лишь припев, который, чего уж душой кривить, цепляет.
- Say Goodbye. А вот это уже интересно. Цепляющий с первых строчек текст, постепенно нарастающая динамика песни, слышны отголоски творчества середины нулевых. Очень хороший трек, о прослушивании которого ничуть не жалеешь.
- Outlaws. Прекрасно. От начала и до самого конца. В чем Green Day не упрекнешь, так это в том, что они всегда были сильны в таких вот длинных композициях. Более всего по эмоциональному настрою песня напоминает аналогичные композиции из альбома 21st Century Breakdown . Одна из лучших песен в альбоме.
- Bouncing Off The Wall. Небольшое проседание по качеству после предыдущих двух треков, но все еще держащая планку песня.
- Still Breathing. Да, да и еще раз да. Шикарная композиция. И хотя она отдает некоторой сахарностью и попсовостью, хуже от этого трек не становится. Мурашки по коже и желание постоянно переслушивать прилагается.
- Youngblood. Позитивнейшая песня, которая отдает духом творчества группы прямиком из первой половины нулевых. От крепко выстроенного ритма хочется притопывать ногой, качать в такт головой и едва ли не прихлопывать. Прекрасный трек, который оставляет исключительно приятные эмоции.
- Too Dumb To Die. Эта песня больна «синдромом Green Day» в терминальной стадии. Абсолютно клишированная мелодия, которая вылетает из головы прямо во время прослушивания.
- Troubled Time. И снова мимо. Спасибо, конечно, что не сделали очередные перегруженные энергичные «два притопа, три прихлопа», но лучше от этого не стало. Даже наоборот – три минуты тянутся по ощущениям все пять.
- Forever Now. Семь минут. Но не баллада. Угадайте, что же это такое, ребята? Вот-то то и оно. Снова нет, простите.
- Ordinary World. Ушам не верю. Это точно они? Точно?! Да ладно вам, вы шутите. Эта спокойная, тихая, размеренная композиция явно не из этого альбома. И вряд ли даже тех самых исполнителей. «Обычный мир», что иронично, песня крайне необычная и несвойственная коллективу. Поверьте, это нужно услышать.
Что же в итоге мы имеем, дамы и господа? Хочу вас поздравить – в 2016 году сказать, что ты послушал новый альбом Green Day и он, страшно сказать, тебе понравился, больше не зашквар. Конечно, это не лучший альбом группы и ему далеко до их же творчества десятилетней давности, но одного не отнять – порох в пороховницах у ребят еще имеется, а Билли Джо Армстронг пока что не грозит стать Боем Джорджем. И это радует. Ждем-с следующий альбом и надеемся, что там будут еще более сильные подвижки.
Но, осторожно, спойлер: их не будет.