Сегодня мы поговорим о жанре Rape Revenge, в котором куда как больше достойных внимания картин, по сравнению с ответвлением от эксплотейшна Women in Prison, например. Я понимаю, что возвращаюсь опять к бедным женщинам, которые подвергаются всяческим унижениям, но что поделать, если в кинематографе эта тема столь любима. В статье мы сконцентрируемся на самых недооцененных и малоизвестных представителях жанра, уделив им наибольшее внимание, но самые знаковые картины тоже обделены вниманием не будут.
Для начала выясним, чем характерен жанр Rape Revenge?
- Первая половина таких фильмов посвящена тому, что женщину подвергают несчетному количеству унижений (пытки, изнасилование, избиение до полусмерти). Как правило – со стороны мужчин.
- Вторая же половина посвящена прямо противоположному – женщина вырывается из лап насильников и устраивает геноцид локального масштаба.
- Наличие скрытого подтекста о том, что женщина не столь беззащитна, как может показаться на первый взгляд, и способна дать отпор. Правда, феминистки всё равно вряд ли обрадуются таким лентам (см. первый пункт).
Думаю, после такого описания многие из вас вспомнили картину «Я плюю на ваши могилы». От того, как вы относитесь к данному фильму и им подобным, зависит, интересно ли вам будет читать дальнейший экскурс в историю.
Если вы считаете их полнейшей безвкусицей и одним из самых худших фильмов за всю историю – ваше право. Я даже в определенной степени разделяю эту точку зрения. Но если вы чуть более благосклонно относитесь к ленте и готовы дать ей шанс, как автор этих строк – думаю, статью о том, какие фильмы послужили предшественниками, вы сочтете интересной. Итак, начнём.
Отдельные отголоски жанра заметны в ленте «Девичий источник» (1960) культового режиссера Ингмара Бергмана и его вольном ремейке «Последний дом слева» (1972) Уэса Крэйвена, так что будем считать, что именно эти ленты и положили начало жанру.
1973 год вошел в историю как год выхода культовой картины «Триллер: Жестокий фильм», той самой ленты, что вдохновила много позже Квентина Тарантино на создание «Убить Билла» (2003) и заимствование ряда образов. Согласно сюжету, юная девушка, насильно ставшая проституткой, изощренно мстит людям, растлившим ее душу и надругавшимся над ее телом. Это единственный известный фильм, в котором снялась Кристина Линдберг, исполнившая главную роль, что скорее плохо, чем хорошо, так как актриса она явно неплохая и заслуживала куда большего.
Тремя годами позднее, в 1976, на свет появилась «Губная помада», растоптанный критиками (14% на Rotten Tomatoes) фильм, повествующий о манекенщице, изнасилованной собственным же поклонником. Сценарий был направлен в том числе и на критику судебной системы, которая руководствовалась стереотипами и не желала рассматривать дело так, как оно того заслуживало. В конечном итоге, вышел не совсем каноничный представитель жанра, который хоть и содержит элементы эксплотейшна, но в целом больше тяготеет к психологической драме.
В том же году вышла «Резня в Нортвилл Кеметэри» (ох уж этот прекрасный перевод названия). Интересный факт – фильм на момент написания этих строк имеет всего две оценки на КиноПоиске, так что, если желаете почувствовать себя элитным киноманом – берите на заметку, благо что за рубежом лента была оценена вполне неплохо. Интересный факт номер два – режиссером, сценаристом, продюсером и оператором выступили Уильям Дир и Томас Л. Дайк. Если бы они еще и в главных ролях были, Томми Вайсо пришлось бы уступить место мастера на все руки.
В 1977 году в Италии режиссер Франко Проспери снял ленту «Седьмая женщина», посвященную истории того, как трое грабителей решили перекантоваться в прибрежной вилле. Позже они встретили там нескольких школьниц и монашку в заложники, став над ними жестоко издеваться. Но жертвы не стали этого терпеть. Роль монахини исполнила Флоринда Болкан, которая не дала отморозкам ни единого шанса. Отдельный плюс фильму – его саундтрек, включавший, среди прочего, композицию AC/DC «Soul Stripper».
«День женщины» (1978), Мейра Зарки ознаменовал собой новый этап развития жанра, став мгновенно культовым и окупив свой небольшой бюджет в 650 тысяч долларов и породив в 2010 скандальный ремейк. Сюжет из себя ничего нового не представляет. Девушка приезжает в загородный дом с целью отдохнуть, но трое работников заправки и один местный дурачок не разделяют ее желаний, решая поразвлечься с ней. Большая ошибка.
Далее, рассматривая знаковые творения, мы переносимся практически на десять лет вперед, в 1986 год, к появлению в широком прокате «Крайностей», номинанта на Золотой глобус. Режиссером выступил Роберт М. Янг, в главной роли засветились не самые последние актеры: Фарра Фосетт, ранее отметившаяся в такой классике, как «Бегство Логана» и Джеймс Руссо, последним знаковым проектом для которого был, к примеру, «Джанго освобожденый» (2012). Что там с сюжетом, спросите вы? Да бросьте, как будто узнаете что-то новое. На этот раз в качестве переменных в стандартной формуле выступили домохозяйка и сексуальный маньяк, а также подруги героини.
Перенесемся в Китай. Там в 1991 году вышла «Призрачная история Кам Пинг-Муй», о которой известно… да очень мало что известно, на самом деле. Согласно той несущественной информации, что я нашел, фильм основан на популярной китайской истории о призраке, имеющей весьма четко выраженный эротический уклон. Кажется, в Китае этот фильм считается классикой и вообще во все поля культовым фильмом, но мы вряд ли это сможем проверить воочию.
Там же в 1994 выходит, пардон, «Xiang Gang qi an: Xi xue gui li wang» за авторством Боско Лама. На этот раз привычное содержание помещено в необычную форму. В первую очередь, это комедия. Черная. Согласно синопсису, в обычной такой семье жена взяла кредит у ростовщика, но вернуть его не смогла, чему ростовщик был очень, очень не рад.
Последний фильм из Китая, на который мне бы хотелось обратить внимание – «Синдром Эбола» (1996). По сюжету главный герой по имени Кай (Энтони Вон) решает переспать с женой своего босса. Плохая идея, ведь босс в какой-то момент их застает вместе и решает провести кастрацию новоявленному любовничку собственными руками, но Кей умудряется спастись и улететь в Южную Африку (!), чтобы работать там в ресторане (!!), где в конечном итоге подхватывает вирус Эбола, изнасиловав мертвую африканку (!!!). И я рад, что дальше информации из синопсиса дело не дошло, смотреть бы я такое на протяжении полутора часов явно не смог бы.
Ой, я же забыл рассказать вам о том, что, пока мы были в Китае, в 1993 успел выйти сиквел к «Дню женщины» под названием «Дикая месть», представляете! Как, вы ничего о нем не слышали? О, понимаю. Снял его какой-то непонятный чувак по имени Дональд Фармер. И знаете, ожидать каких-то свершений от автора «Плотоядных шлюх» (1987) я бы не стал. Каким-то чудом он смог заманить изрядно постаревшую Камилль Китон, которая по сценарию мстит за издевательства над своей подругой. С помощью бензопилы и дробовика. Кажется, кто-то очень любил трилогию «Зловещих мертвецов». Сиквел вышел сразу на видео и получил потрясающие 2 балла на IMDb.
Итак, сделаем еще один скачок на десять лет. Новая волна Rape Revenge-фильмов пришлась на середину и конец нулевых. И, надо признать, не самое худшее времечко вышло. С его представителями я знаком куда как больше, потому могу себе позволить давать здесь конкретные рекомендации к просмотру.
В 2007 году Михаэль Ханаке снимает покадровый ремейк своих же «Забавных игр», но на этот раз с актерами высшего класса: Тимом Ротом, Наоми Уоттс и Майклом Питтом. Фильм вышел совершенно бескомпромиссный и очень специфический в плане подачи. Там есть странные сценарные находки (сцена с пультом телевизора) и специфическая операторская работа (например, пятиминутный абсолютно статичный план с хныкающим Тимом Ротом), но, тем не менее, ради шикарной актерской игры Майкла Питта и сценария, выкидывающего порой совсем уж неожиданные кренделя, посмотреть его стоит. Ну или можете ограничиться трейлером. Он прекрасен.
https://www.youtube.com/watch?v=9TBoWs32zlc
Этот же год отметился выходом «Незнакомцев» с Лив Тайлер в главной роли. Так как фильм действует по абсолютно стандартной формуле с тремя маньяками, напавшими на молодую пару в маленьком домике, смотреть его или нет – решать вам. Лента абсолютно ничем не выделилась из ряда себе подобных, собрав средние оценки зрителей и прессы и…а, нет, сборы-то у него как раз были прекрасные, в 9 раз больше потраченного бюджета.
В 2008 году Джеймс Уоткинс, на данный момент вполне состоявшийся режиссер, снял «Райское озеро» с Келли Райлли (жена Винса Вона из второго сезона «Настоящего детектива», если кто помнит) и Майклом Фассбендером (думаю, тут и так всё ясно). И лента, по скромному мнению автора этих строк, вышла просто сногсшибательной. Серьезно, я в восторге был от того, как фильму удалось передать всю жестокость, дикость и безысходность ситуации, в которой молодая пара подверглась травле со стороны подростков. Это замечательный триллер, и его не грех порекомендовать и обычным людям, далеким от этого жанра.
Годом позже вышел ремейк «Последнего дома слева». Не бог весть какой хороший, но ради собравшихся актеров (Аарон Пол, Марта МакАйсак и Рики Линдхоум) ознакомиться с ним можно.
Десятилетие отлично завершает триллер из Южной Кореи «Осатаневшая», который практически ничем не уступает тому же «Райскому озеру» по своей жестокости и бескомпромиссности. И хотя это не совсем каноничная история, это не делает ее хуже – скорее наоборот. История преображения Хэ-вон и ее подруги Бок-нам вышла душераздирающей, и трагедией персонажей действительно проникаешься. Так что мои самые наилучшие рекомендации.
И вот где-то начиная с 2010-го жанр опять заглох. Думается, временно. Конечно, выходили еще всякие фильмы по схожей формуле, например ремейк «Соломенных псов», который только ленивый не пнул (хотя мне он пришелся по вкусу), но чего-то в духе того же «Райского озера» не было. Что понятно – сейчас же всем заправляет его величество PG-13 и главенствует активное продвижение феминизма в массы, тут не до изнасилований на большом экране. Из свежего я могу лишь вспомнить дешевую экранизацию произведения Стивена Кинга под названием «Громила», вышедшую на ТВ в 2014 году, «Одичавших», которые выделяются неизбитой комиксовой стилистикой, да дряные сиквелы «Я плюю на ваши могилы», но это несерьёзно.
Так что на жанре Rape Revenge я бы не стал ставить точку. Скорее, жирную запятую. Думаю, лет через 5-10 мы застанем очередное его возрождение. А до тех пор – у меня всё. Если есть какие-то замечания и пожелания, пишите их в комментарии, всё внимательно прочту и на всё отвечу. Спасибо за внимание и хорошего всем дня.
[authorbox authorid=»3″ title=»Изучал жанр»]