Гид по… жанру Women in Prison — Перетрение

Если вы хотите увидеть сексуальных, чертовски опасных барышень с рядом социальных отклонений – тогда жанр Women in Prison (он же WIP, он же — «Женщины в тюрьме») для вас.

Психологи и могут часами рассуждать о том, чем может заинтересовать этот жанр (самые разнообразные фетиши, женоненавистничество, лесбийский подтекст, различные формы насилия и т.д.) и какие у вас тараканы в голове, но основная причина привлекательности данного жанра проста. Многие зрители любят наблюдать за тем, как полуобнаженные женщины в суровых условиях надирают задницу злодеям.

Этот жанр зародился еще в конце 20-х годов XX века и представители того времени по нынешним стандартам кажутся довольно безобидными, скучными историями с простой моралью. Такие фильмы, как «Безбожница» (1929), «Дамы большого дома» (1931) и «Леди, о которых говорят» (1933) напоминали о потоке ранних гангстерских фильмов и доносили до зрителя чудесную мораль – преступление всегда наказуемо.

В конце 1938 года зрители увидели фильм «Женщина в тюрьме» режиссера Ламберта Хиллера. Лента повествовала о надзирателе женской тюрьмы, чья дочь Энн попала сюда по обвинению в непредумышленном убийстве. Именно эта картина и подарила жанру свое название. В том же году Уильям С. МакГэнн снял на схожую тему фильм «Девушка на стажировке», довольно хреновую, судя по оценкам, драму, чьим единственным козырем было наличие молодого Рональда Рейгана.

Вообще, 1938 год вышел весьма богатым на интересных представителей жанра. Так, вышла «Женская тюрьма» (смотрите не запутайтесь в этом разнообразии названий), достойная попытка перенести на экран роман «Prison De Femmes». В этом фильме главную героиню-сироту бросили в тюрьму, где она каким-то образом смогла выскочить замуж за успешного бизнесмена. Ах, это наивное кино 30-х!

Начало 40-х годов знаменательно всплеском фильмов WIP направленности, самый интересный из которых – «Осужденные женщины» (1940), снятый Ником Гриндом. Режиссер предоставил нам странную, но в то же время любопытную идею самоуправления заключенных в тюрьме. В том же году Роберт Флори снял «Женщину без имени», в котором пара по ложному обвинению приговаривается к пожизненному заключению.

А вот после этого жанр заглох на несколько лет, лишь изредка подавая признаки жизни, когда на свет выходили редкие ужасные по своему качеству поделки. Исключения были, вроде «Жестокой женщины» Барри Мэхона или «Почему я должна умереть» Роя Дель Рута, но этого, сами понимаете, было мало.

Лишь в 1950-м он вышел из комы, когда режиссер Джон Кромвель снял фильм под названием «В клетке», выпущенный крупной студией Paramount. Фильм взорвал общественность своим неприкрытым эротизмом, энергией и безысходностью, что не было характерно для, казалось бы, типичной драмы. Этот выдающийся фильм даже номинировался на три Оскара и стал своего рода символом эксплуатационного кино о женщинах в тюрьме, оправдав все предыдущие неудачные потуги в жанре.

Главную роль сыграла Элеанор Пракер, чей образ интересен прежде всего тем, что она пребывает в тюрьму достаточно невинной особой, но покидает ее уже опустившейся на самое дно личностью. Ранее Голливуд ничего подобного не видел, за исключением, разве что, фильма «Такие молодые, такие плохие»  (1950). Он вообще много чего не видел до 60-х годов. Фильм так повлиял на молодых кинематографистов, что в дальнейшем данные характеры стали активно эксплуатироваться  – от «Дома женщин» (1962) до пародийного «Девушки из исправительной колонии» (1986).

Что касается лесбийского подтекста, характерного для этих фильмов – он впервые отчетливо проявился в нуаре «Женская тюрьма» с звездой того времени Идой Люмпино, которая сыграла роль поехавшей начальницы тюрьмы. Она была самим воплощением зла, но следить за ее поступками было чертовски интересно. То же самое можно сказать и об идейном наследнике – «Преданные женщины» (1955), который продемонстрировал жестокого тюремного надзирателя по кличке Дарси, сыгранной Сарой Хейден.

Следующая исторически важная сноска для жанра — резкий приток фильмов B-класса, сколачивающих деньги в соответствующих автокинотеатрах. Эти фильмы вышли на новый уровень, поднимая проблему не только женщин в тюрьме, но и несовершеннолетних преступников. Они даже породили своих звезд, например – свой, характерный аналог лощеной Мэрилин Монро – Мейми Ван Дорен. Как описывали ее братья Уорнеры: «Эта девушка словно платиновая электростанция!».

Её дебютной работой стал фильм 1949 года «Реактивный пилот», в котором она появлялась всего на момент с одной единственной фразой: «Смотрите!», что не помешало Мейми в дальнейшем прославится. Ключевые WIP-фильмы с ней вышли в 1957 году, «Неукротимая молодежь» «Девчачий город» и именно благодаря ним Ван Дорен получила статус Королевы фильмов категории B.

В 1957 году, после выхода фильма «Девушки из исправительной колонии», известность пришла к Глории Кастильо. По сюжету, парень украл тачку, а свидетелем этого стала девушка. Как вы уже поняли, парень начал угрожать ей, издеваться, а в итоге она превратилась в грубое, антисоциальное существо. Плавали, знаем. Поехали дальше.

В 1962 году вышел американский фильм «Дом женщины», ознаменовавший собой сдвиг жанра в сторону большей откровенности и развязности, достигшей своего апогея в «Такая молодая – такая злая» (1961) и «Разбившаяся птичка, которую я знал» (1969). Эти фильмы шокировали общественность полной обнаженкой, которая, впрочем, в дальнейшем стала одной из фишек жанра.

Несмотря на малое количество вышедших фильмов, жанр не был брошен окончательно на произвол судьбы. Не в последнюю очередь дело в том, что жанр WIP повлиял на развитие так называемых «Men`s Adventure» журналов. Это были дешевые, бульварные полуэротические издания, содержащие истории про горячих девушек, попавших в опасную ситуацию. Они выходили еще в конце 40-х, но лишь в 60-х получили второе дыхание, когда жанр WIP привнес в журналы больше историй про жестоких тюремных надзирателей, мучающих бедных девушек. Это была очевидная эксплуатация, но она работала. Прилавки заполонили издания вроде «Argosy», «Man`s Story» и «Men Today», щеголявшие провокационными, едва ли не порнографическими обложками и яркими заголовками.

Но вот что интересно – интерес к этим журнальчикам сошел на нет уже в конце 60-х, когда после множества судебных исков многие из них либо закрылись, либо были преобразованы в те издания, которые мы знаем сегодня – просто подборки с множеством фоток обнаженных барышень, сопровожденных, для приличия, несколькими страничками текста.

Что вдвойне интересно – в момент, когда жанр «Men`s Adventure» журналов помер, жанр фильмов Women in Prison воскрес. Совпадение? Не думаю. Контент таких журналов плавно перетек обратно на съемочные площадки, тем самым положив начало третьей (и последней) волне WIP-кинематографа.

«99 женщин» Джесуса Франко положили начало третьей волне в жанре. Самое интересное, что есть в этом фильме, так это то, что из заявленных 99 женщин на экране появляются всего лишь три. Актерский состав чертовски хорош и, кажется, это единственный достойный фильм этого режиссера. По сюжету, на остров-тюрьму пребывает заключенная под номером 99. Там всем заправляет жестокая надзирательница Тельма Диаз в исполнении актрисы с чудесным именем Мерседес МакКэмбридж. Как вы уже наверняка догадались, на острове собраны все возможные сексуальные извращения (пытки, изнасилования, лесбийские оргии и прочие прелести жизни), с которыми и придется столкнуться трем главным героиням.

Позже, когда на замену Диаз приходит сочувствующая надзирательница Кэролл, героини небезосновательно предполагают, что их мучению прекратятся, но черта с два! Так что они решают сбежать с этого острова, чему и будет посвящена солидная часть фильма.

И вот казалось бы, все, что было описано выше,  жестоко и бесчеловечно, но по сравнению с другими WIP-фильмами, которые выйдут позже, это еще цветочки.

Существует множество версий «99 женщин», которые отличаются различной продолжительностью, от зацензуренного британского варианта продолжительностью в 70 минут до оригинальной, вышедшей на DVD версии, которая идет полтора часа. Также распространена французская версия, но она ничем не лучше британской.

Если быть совсем честным, низкий рейтинг этого фильма на IMDb оправдан. Он скучен, дешев и нелеп по современным меркам. Но у меня есть хорошие новости – дальнейшие его фильмы оказались еще хуже! «Куклы за колючей проволокой» (1976), «Ильза – свирепая тюремщица» (1976) и «Садомания» (1981) тому подтверждение.

В 1982 год жанр находился уже на последнем издыхании. Избитые сюжетные ходы, откровенные ляпы, одни и те же актрисы, кочующие из фильма в фильм…Зрители не дураки – они стали все чаще и чаще замечать это. Квинтэссенция всего жанра изображена в пародии «Девушки из исправительной колонии» (1986), который и поставил пусть не жирную, но точку. На том жанр и заглох, окончательно уйдя в сферу дешевых поделок, выходивших прямиком на видео.

Но надо признать должное – какими бы ужасными эти фильмы не были, они все равно повлияли на жанр грайндхауса в целом и вдохновили множество кинематографистов из Европы, Азии и Южной Америки на создание похожих лент. К созданию WIP-фильмов в разные годы приложили руку известные личности, от актрисы Пэм Гриер, известной по главной роли в «Джеки Браун» (1997) и «Крепкий кофеек» (1973), до сценариста «Молчания ягнят» (1990) Джонатана Демми.

Жанр в видоизмененном виде протянул в отдаленных уголках мира еще какое-то время и подарил нам несколько действительно достойных вещей, например «Заключенная №701: Скорпион» и ее сиквелы, ряд фильмов Роджера Кормана, преимущественно филиппинского производства, а также мини-сериал «Бангкок Хилтон» с Николь Кидман и Хьюго Уивингом, а его отголоски видны были и в фильмах, не относящихся напрямую к жанру, от «Охоты на индюшек» (1982) до «Запрещенного приема» (2011). Но это уже тема для отдельной книги, которую вы можете скачать по ссылке ниже.

Скачать книгу «История жанра Women in Prison»