Космоопера по дешевке: Клоны «Звездных войн» — Перетрение

1977 год. «Звездные войны» побили абсолютно все кассовые рекорды, что заставило кинематографистов сесть и крепко призадуматься. Думать долго не пришлось — и вот уже дешевая космоопера повалила как из рога изобилия. И разумеется, она была нелепой.

Сегодня мы рассмотрим полную историю наглых грабежей идеи Звездных Войн: от агрессивных подростков с лазерными пушками до накаченных спасителей королевств с картонными мечами.

Видеоверсия — с кургузыми роботами, старательно сделанными космическими корабликами и рофляночками

1978. Лазерный взрыв/Laserblast

Итак, «Звездные войны» уже показали всем, кому только можно. Ну что ж, время занять пустоту в душе чем-то похожим. Научно-фантастическим, да чтоб с лазерами.

«Лазерный взрыв» пытался объединить элементы «Звездных войн» и «Близких контактов третьего рода» в фильме об озлобленном подростке с лазерной пушкой в руках! Да, чувак просто ходит и стреляет в кусты, машины, телефонные будки и… рекламные билборды.

Это недоприключение, где-то лишь ссылающееся на творение Лукаса, а где-то — нагло ворующее элементы сюжета. Его по праву помнят как один из худших фильмов, когда-либо сделанных.

1978. Столкновение звезд/Starcrash

Снятый и выпущенный в течение года, фильм явно не сомневается в том, насколько точечно выдергивает весьма конкретные детали из «Новой надежды». Бластеры, мечи, корабли, гигантское всеуничтожающее лазерное оружие…ну прям-таки все заимствует!

Причем изначально идею фильма друг Дарио Ардженто Луиджи Коцци вынашивал уже несколько лет, да деньги ему никто не давал — в тот момент на коне было джалло. Один из продюсеров, которому Луиджи высылал до этого свой сценарий, в спешке перезвонил Коцци и дал добро на проект, но с одним условием — текущий скрипт выкидываем и пишем новый. За десять дней.

Причем видно, что хотелось как-то помасштабнее, попафоснее все сделать, но из-за копеечного бюджета убедительной реализации не случилось. Лошади с надетыми масками, нелепые кургузые стоп-моушн роботы, космические корабли, всем своим видом кричащие «мы миниатюрные модели!» даже не двигаются — иллюзию движения пытается создать соответствующий звук.

Сюжет по сути является предшественником «Побега из Нью-Йорка». Стелла Стар, которую под всеми предлогами пытаются показать с минимально возможным количеством униформы, отправляется на опасную территорию, чтобы спасти отпрыска политического лидера, что только не встречая на своем пути: от грудастых воинов Амазонки до пещерных людей.

Фильм настолько плох, что последний гвоздь в крышку гроба забивают актеры, которых переозвучили на пост-продакшене, из-за чего с липсинком творится форменная вакханалия.

Там также есть Дэвид Хассельхофф в роли сына Императора. Он проводит большую часть своего экранного времени в маске, потому что получил пищевое отравление и его подменял дублер. И, наконец, здесь есть Кристофер Пламмер — Император Вселенной. Он снялся в фильме только ради бесплатной поездки в Рим.

1978. Послание из космоса/Message from Space

Режиссер Киндзи Фукасаку, много позже сделавший «Королевскую битву», черпает вдохновение в классическом театре Кабуки. Несмотря на то, что фильм обладает обычным ассортиментом из космических сражений, лазерных бластеров и дроидов, он еще и вводит в смесь космических самураев.

Главного героя играет Вик Морроу, а Сонни Чиба играет Дарта Вейдера на минималках.

Если вы когда-нибудь решите изучить описание сюжета этого фильма на Википедии, вы заметите, что для своих 105 минут он шокирующе длинный. Это потому, что «Послание из космоса» — невероятно запутанный фильм. Как будто он сделан намеренно сложным, чтобы разглядеть многочисленные заимствования было труднее.

Это смелая попытка обмануть зрителей, но она рассыпается в пыль, когда перед нами предстает злодей с потрясающе бесстыдно украденным дизайном Дарта Вейдера.

1979. Очертания грядущего/The Shape of Things to Come

Роман Герберта Джорджа Уэллса 1933 года «Очертания грядущего» — размышление о возможном будущем человечества, основанная на мечтах профессора истории. История которая вращается вокруг последствий нескольких простых решений. Некоторые из предсказаний, изложенных в этой книге, такие как Вторая Мировая Война, даже оказались верными. Киноадаптация, сделанная с уважением, могла бы стать чем-то культовым. Вместо этого мы получили, кхм… нечто, что к книге отношения не имеет.

Когда-то на Земле прогремела война роботов, полностью опустошившая планету. Большая часть человечества теперь живет на Луне в куполообразном городе Нью-Вашингтон. Их выживание зависит от препарата, который добывается на далекой планете Дельта 3. Регулярно оттуда прилетают массивные грузовые корабли с партией необходимого препарата. Но всё пошло не по плану, когда одно из суден таранит город. Оказывается, во всем виноват… Император Мира, требующий признать его правителем! Так начинается великая битва.

Продюсеры просто получили права на книгу ради заманчивого названия, а на сам сюжет им было плевать. Также здесь нет никакой связи с прошлой экранизацией 1936 года, куда как более точной. О нет, тут Луна. И роботы. Дерьмово сделанные, отмечу.

Фильм утопает в плохих спецэффектах, которые вместе с тем очень пытаются закосить под сами понимаете какую трилогию. Роботы похожи на консервные банки, декорации намалеваны на картоне, а пейзажи планеты даже не пытались проработать.

А еще здесь снималась канадская актриса Анна-Мария Мартин, которая, вот уж ирония, в свое время пробовалась на роль принцессы Леи Органы, но в итоге ей предпочли Кэрри Фишер.

1979. Звездная Одиссея/Star Odyssey

Не каждый научно-фантастический эпос может позволить себе эффекты светового меча, так что довольствуйтесь картонными мечами с флуоресцентной краской на них.

У итальянских режиссеров тех лет есть особый дар копирования международных хитовых фильмов таким способом, который настолько откровенен, что этим можно только проникнуться. Благодаря удивительно запутанному миру международных законов об авторском праве Альфонсо Брешиа оторвался по полной.

«Звездная одиссея» — это тот фильм, что вроде плох, а вроде и чертовски хорош. В обоих фильмах есть злодей, одержимый идеей управления галактикой, главный герой — комбинация Люка Скайуокера и Хана Соло, а слово «парсек» и там и там используется неправильно.

1979. Черная дыра/Black Hole

За несколько десятилетий до того, как Disney принадлежали «Звездные войны», они пытались составить конкуренцию с «Черной дырой». Лента пыталась передать атмосферу «Звездных войн» и «2001: Космическая одиссея».

Результатом же стал полный беспорядок. Слишком мрачный, чтобы быть детским фильмом, слишком легкомысленный, чтобы быть серьезной космической оперой, фильм не понравился как критикам, так и зрителям. Ирония еще и в том, что одноименный аттракцион в Диснейленде быстро переделали и переименовали в Star Tours.

1980. Ястреб-мститель/Hawk the Slayer

Чтобы быть рип-оффом «Звездных Войн», вовсе не обязательно быть фантастикой! «Ястреб-мститель» — фэнтези, в котором рассказывается о человеке по имени Хоук, который овладел волшебным мечом и должен использовать его, чтобы победить злого тирана по имени Вольтан.

Будь фильм выпущен в 60-х, его можно было вспомнить как довольно невинную и забавную историю. Однако «Ястреб» был выпущен в 1980 году, и практически во всем пытался подражать.

Они даже не пытались прикрыть малый бюджет креативностью или операторской работой. Декорации явно сделаны из пенопласта и картона. Лес с привидениями украшен декоративной паутиной. Причудливые телепортационные кольца Хоука похожи на неоновые обручи. Существует также ужасный монтаж, используемый для имитации скорости, когда кто-то стреляет из лука.

Все в ленте может показаться смешным, но персонажи вытягивают фильм на приличный уровень. Обладатель Оскара Джек Паланс в роли злодея Вольтана старается изо всех сил, но не может преодолеть тупой материал.

Злые лорды, избранные герои и волшебные мечи, дизайн шлема злого диктатора в стиле Дарта Вейдера и афиша фильма, граничащая с пародией. Все это — «Ястреб-мститель».

1980. Битва за пределами звёзд/Battle Beyond the Stars

На беззащитную планету нападает космический агрессор Сэйдор, выдвигая ее жителям ультиматум — сдаться или сгинуть. Сэйдор дал жителям планеты немного времени на обдумывание, а они отправили в космос на единственном в их распоряжении корабле пацана за помощью, который собрал аж целую команду наемников, которая и ринулась в бой.

«Битву за пределами звезд» снял легенда кино категории B Роджер Корман — человек, который знал, как выжать всё из каждого потраченного доллара. Роджер прикупил за четыре миллиона долларов старый склад лесоматериалов в пригороде Лос-Анджелеса, на территории которого он оборудовал собственную студию, не поменяв, впрочем, вывески. Там же он организовал и собственное спецэффектное подразделение под названием «New World Effects».

Его самый умный ход заключался в том, чтобы нанять молодого новичка по имени Джеймс Кэмерон в качестве создателя миниатюрных макетов, дизайнера и директора по спецэффектам. Внимание Кэмерона к деталям можно почувствовать на протяжении всего фильма, особенно на разных космических кораблях для каждой из различных инопланетных рас.

В итоге фильм стоил Корману около трех с половиной миллионов, став самым масштабным и дорогим проектом во всей его карьере. Зато и окупился он практически 4 раза.

А что же сам фильм? Battle Beyond the Stars заполнен до краев дроидами, инопланетянами, космическими битвами, лазерами и всем остальным. Ну и там есть космический корабль с сиськами. Что-то еще имеет смысл говорить?

1982. Человек, который спас мир/Man Who Saved the World

Вы искали самый главный, бесспорный, худший плагиат Звездных войн из всех существовавших? Тогда забудьте обо всех ранее перечисленных фильмах — ведь у вас есть «Человек, который спас мир».

Благодаря Интернету гики всего мира смогли вкусить все прелести этого турецкого рип-оффа, перенасыщенного нелепыми костюмами и сценами разбивания камней в стиле кунг-фу.

Это единственный известный плагиат, который заходит так далеко, что крадет кадры непосредственно из «Звездных войн». И это забавно вдвойне, учитывая, в какой контраст вступают сворованные сцены и оригинальный материал. Взять, к примеру, сцены космического сражения в начале и в конце фильма, где актеры сидят там со своими мотоциклетными шлемами перед экраном, на который проецируются сцены из «Звездных войн».

В результате мы наблюдаем сюжет без логических объяснений и последовательности событий, которые не имеют объяснения и просто сбивают с толку.

На этом и дерзкий плагиат не заканчивается — турецкому подражателю удается быть еще более наглым. Он ворует саундтреки из других голливудских постановок, таких как «Флэш Гордон», «Планета обезьян» и «Индиана Джонс». Причем последняя появляется всякий раз, когда главный герой совершает какой-то героический поступок.

1983. Космический охотник: Приключения в запретной зоне/Spacehunter: Adventures in the Forbidden Zone

Не каждый плагиат Звездных войн по своей сути плох. В то время как подавляющее большинство фильмов пытались получить свой кусок пирога, некоторые из них были приятны сами по себе.

«Космический охотник» был выпущен 20 мая 1983 года. А «Возвращение джедая» выпустили 25 мая 1983 года. Да, продюсеры решили сделать ставку на то, что фанаты «Звездных войн» пойдут на их фильм только потому, что не смогу ждать эти лишние пять дней.

Они напичкали фильм многочисленными отсылками на «Звездные войны», включая те же самые звуковые эффекты, которые использовались для R2-D2, снабдили все очень паршивым 3D.

Главный герой у нас — космический авантюрист с лазерным бластером. Он собирается спасти трех женщин, оставшихся в живых после крушения космического корабля и заработать денег на починку корабля. Говоря о проработке сюжета — обыденное дело чинить все, что угодно, ударив по нему ногой. Даже воздушный шлюз.

Само клише «космический разбойник с золотым сердцем» во многом обязано «Звездным войнам». Но зато главному герою удается пройти через фильм, ни разу не целуя свою сестру.

В целом, «Космический охотник» не так уж и плох. Он местами довольно красиво выглядит, имеет побольше художественной ценности, чем многие другие картины, которые мы обсудили до этого и в актерах задействованы не самые последние люди — например, Питер Штраусс и Майкл Айронсайд.

1983. Космические охотники/Space Raiders

Фильм, в котором эксплуатируется формула «герой и его инопланетная команда», на самом деле довольно интересен и сразу вызывает в памяти крутые штуки типа «Светлячка».

История рассказывает о космическом корабле, отправленном в путешествие в дальние уголки галактики с группой космических пиратов. Многие считают, что это произведение Роджера Кормана является неофициальным продолжением «Битвы за звездами», поэтому, если вам понравился тот фильм, наверняка зайдет и этот.

Но вот в то время как «Битва за пределами звезд» развила культ фанатов рипоффов «Звездных Войн», поклонники «Космических охотников» быстро про них забыли. Выпуск блю-реев в 2014 году сопровождался крайне ограниченным тиражом в 2000 экземпляров, который должен был стать очень востребованным предметом коллекционирования, принося огромные деньги на вторичном рынке. Вот только по итогу их сейчас можно найти за 20 долларов.

1983. Крулл/Krull

Из всех фильмов, которые пытались прокатиться на волне космической саги, «Крулл» — самый печально известный. Его режиссером выступил Питер Йетс, ранее сделавший такие криминальные фильмы, как «Буллит» и «Друзья Эдди Койла».

Этот фильм изначально планировалось связать с ролевой игрой Dungeons & Dragons, но в итоге продюсеры поменяли планы. «Крулл» пострадал от раздувающегося бюджета (47 миллионов долларов, самый дорогой фильм своего времени после «Супермена») и производственных проблем.

Сейчас же он получил вторую волну популярности и о нем повсюду слышны позитивные отзывы от нишевых блогеров и подкастеров. Проблема и одновременно прелесть этого кино в том, что оно пытается сделать слишком много.

Мало того, что у него впечатляющий актерский состав, здесь также есть есть мечи, лазеры, монстры и даже пульт дистанционного управления, выстреливающий звезду со скоростью 10 000 оборотов в минуту.

Спецэффекты варьируются от совершенно смехотворных, до вызывающих уважение. Особенного внимания заслуживает гигантский паук.

Но и без заимствований не обошлось. В обоих фильмах есть разбойники, помогающие герою, оба наполнены мистическими силами, и у обоих есть звезды британского кино. Замени актеров на тех, что были в оригинальной трилогии — и получатся едва ли не идентичные картины.

Не привязанный к франшизе, не удовлетворяющий боссов компаний по производству игрушек или зрителей с низкопробным вкусом, «Крулл» до сих пор по-своему самобытен и держится молодцом.

1985. Звездный патруль: Легенда об Орине/Starchaser: The Legend of Orin

Да, уже поздновато копировать «Звездные войны» — оригинальная трилогия закончилась. Но не беспокойтесь, потому что у «Звездного патруля» было несколько тузов в рукаве. Это один из первых мультфильмов, сочетающих в себе рисованную и компьютерную анимацию.

Но не смотря на все технические свершения, перед нами предстает вполне себе такой плагиат. Герой с волшебным мечом, принцесс, злой диктатор и…черт возьми, украденные звуковые эффекты!

Вместе с тем, это едва ли не лучшее творение, упомянутое в этом ролике. У него практически семерка на IMDb и КиноПоиске, о нем часто вспоминают с теплой ностальгией и он обладает приятной ламповой ротоскопической анимацией в стиле Ральфа Бакши.

1987. Повелители вселенной/Masters of the Universe

Была серия игрушек «Повелители вселенной», а по ней решили сделать мультсериал в качестве эдакой рекламы. А по мультсериалу сделали фильм. Разумеется, с такими исходными данными ждать чего-то хорошего было бы трудно. Но даже при таком раскладе поклонники Хи-Мена остались разочарованными.

Продюсеры «Повелителей Вселенной» решили игнорировать почти всю эту мифологию в пользу извлечения выгоды из успеха «Звездных войн». То, что Хи-Мен не упоминается в названии, уже говорит все, что нужно знать об истинной цели фильма.

Кому-то пришла в голову блестящая идея взять Хи-Мена, который был дико популярен, но последние годы его популярность шла на спад, и превратить всё из фэнтези во вполне себе космическую оперу. Внезапно злой Скелетор стал персонажем, похожим на Дарта Вейдера, а его армия превратилась в штурмовиков, стреляющих лазером.

Чтобы сэкономить на затратах, фильм довольно быстро уходит с Эстерии на Землю. И тогда история, выдергивающая сюжетные ходы ещё и от «Конана-Варвара», «Флэша Гордона» и «Геркулеса в Нью-Йорке», начинает терять свой запал.

Ну и давайте коротко упомянем то, что достойно внимания:

  • «Ледовые пираты» (1984);
  • «Флэш Гордон» (1980);
  • «Последний звёздный боец» (1984);
  • «Галаксина» (1978);
  • «Марионетки в войне планет» (1978).

Ну что, как вам история подражателей «Звездных Войн»? Если смотрели что-то из этого списка, с чем-то не согласны или готовы добавить что-то своё — пишите в комментариях.

Также не забывайте ставить лайк и подписываться на нашу группу в ВК — там тоже выходит много чего интересного, в том числе подкаст Подболтат, где мы обсуждаем редкие и не очень фильмы, а также рассказываем про культурные явления разных лет. А пока — пока. Продолжаем нести непопулярное кино в массы!