Жил да был добрый молодец. И хотел этот добрый молодец истории писать, да такие, чтоб дух захватывало. Но вот беда – он не знал, с чего начать. И тут пришел мудрый старец Ллойд Кауфман, вручил молодцу книгу пыльную, да на языке иностранном. Называлась она «Direct Your Own Damn Movie». И решили мы адаптировать основные ее мысли…

— Я прочел множество книг по сценарному мастерству и понял, что создавать сценарии просто – нужно лишь знать простую формулу!

А вот фиг там. Первое, что вам нужно знать – вы должны донести до вашего потенциального зрителя историю. Звучит до боли очевидно, но это стоит осознать. Большинство современных фильмов построено таким образом, что ты смотришь их, а по окончанию сеанса понимаешь «Вау, как всё было динамично и громко. Но что мне пытались за эти два часа сказать?».

Сценарий должен бросать вызов зрителю. У них должны оставаться темы, которые можно было бы обсудить с друзьями после просмотра. И это не должны быть поводы для обсуждения в духе: «Хм, взрыв в конце был шикарный», потому что из этого не выльется серьезный диалог в девяти из десяти случаев.

Рассказанная история должна быть важна не только для аудитории, но и, прежде всего, для вас. Не имеет смысла писать о том, что вас не трогает, о том, о чем вы не можете полноценно высказаться. Если история не интересна даже вам, как она может быть интересна кому-то еще?

— Проснулся посреди ночи с гениальной идеей. Что делать дальше?

Вам следует излить свои идеи на бумагу как можно быстрее. Легко говорить о том, что вы планируете сценарий и что-то там иногда пишете. Зайдите в любое кафе/антикафе и в течение дня гарантированно найдете несколько таких вот амбициозных хипстеров.

Но почему они не делают это у себя дома, а предпочитают «писать», сидя в уютном месте, потягивая свое капучино? Да потому что действительно начать что-то делать – невыносимо сложно. Это – боль, но боль, которую нужно стерпеть, ведь результат всё окупит. Окупит морально, а не в финансовом плане, не обольщайтесь.

Многим нужны конкретные ограничения. Поставьте себе четкие границы – нужно написать пять страниц в день, а потом уже позволить себе поспорить в комментариях с очередным невежей, например.

— На салфетке сценарий написать можно? Я помню, что Джоан Роулинг так делала, а она гений.

Это палка о двух концах. Типичный сценарий фильма отформатирован таким образом, что одна его страница равна одной минуте экранного времени. Кому-то это удобно, особенно если вы любите всё расставлять по полочкам и придерживаться строгого тайм-менеджмента. Кого-то это наоборот сковывает, ему нужна творческая свобода «от и до». Следовать стандартному формату или придерживаться своего – решать только вам. Главное – просто начните писать.

Но, если вы планируете рассылать сценарий по студиям, а не снимать по нему самостоятельно, придется принять правила игры и оформить текст так, как следует, иначе вашу гениальную историю просто никто не станет читать. Помочь в профессиональном оформлении вам смогут специальные программы, например КИТ, которая лежит в свободном доступе.

— Не знаю, как закончить историю. Наверное, нужно оставить открытый финал, авось за умного сойду, заодно не придется раскрывать персонажей, это придаст им загадочности…

Вдохните жизнь в историю. Сценаристы, да и писатели, выбирают два подхода. Какой вам ближе, того и старайтесь придерживаться. Одни авторы четко представляют, что за финал будет у их истории. Другие имеют лишь общее представление, но в процессе написания сам ход повествования задает дальнейшее развитие действий.

Характеры персонажей могут быть взяты как у реальных людей (в разумных пределах, разумеется), так и тщательно проработаны с нуля. Отдельные личности даже прорабатывают полноценную биографию для каждого из своих персонажей, даже если большинство из этих фактов не попадет на пленку.

— Так, мне не нравится эта сцена, нужно ее исправить. А еще вот эта. Ой, еще и диалог косячный…

Во многих творческих людях заложено желание постоянно возвращаться к результатам своей работы и всячески их дополнять, совершенствовать и исправлять недочеты. Но идеальный результат невозможен, глаз в любом случае замылится, а вы что-то упустите. Да и всем на свете угодить невозможно.

Тут мы возвращаемся к первому пункту. Главное, что нужно вам и зрителю, это донести основную идею. Костяк. Несущественные недостатки лишь покажут, что вы всего лишь человек, а не робот, а результат – в каком-то смысле штучная работа.

Что нужно еще помнить – в ходе съемочного процесса сценарий подвергнется изменениям. Это жизнь, непредвиденные ситуации случаются. Бюджета не хватит на показ вашей гениальной сцены превращения тостера в паровоз. Актер, идеально подходящий под типаж главного героя, внезапно решит сменить пол. Вам запретят снимать в той чертовски атмосферной локации внезапно появившиеся бомжи. Ну и так далее.

Нужно быть готовым к резким переменам и постоянно адаптироваться. А в ходе изменений неизменно вылезут какие-то несостыковки. В любом случае это повлияет на ваш авторский почерк и даст мешок опыта, который пригодится вам в дальнейшем. Сценарий – не криптонит, это штука пластичная, помните об этом.

— Я запутался в своих правках из-за вас и теперь не помню, что было до, а что было после!

Спокойствие, только спокойствие. По мере внесения правок в сценарий новые версии печатайте на листах других цветов или же выделяйте изменения цветными маркерами. Да, придется разориться на пачку разноцветной бумаги и те самые маркеры, но вы потом еще «спасибо» скажете.

Люди на съемочной площадке сразу увидят, с какой именно версией им придется иметь дело и не будут внезапно выдавать не те реплики или недоумевать, почему вдруг действие из заброшки переместилось в декорации Древнего Рима, хотя планировался замок Дракулы.

— Я хикки, вы мне что, предлагаете с людьми общаться вживую?

Иначе зачем вам вообще социальные связи, правда? Не переоценивайте свои возможности, помощь ваших знакомых будет неоценима. У вас есть беззубый дядюшка Пафнутий из села Верхние Рябчики? Отлично, он исполнит роль реднека-зомби. Как, у вас в сценарии нет зомби? Впишите, что вы как маленькие!

У вас есть инвентарь от бати-строителя? Классно, можете использовать его в сцене, где ваши доблестные герои расправляются с тысячелетним демоном с помощью стамесок и шпателей. Ваш друг решил продать старую ржавую «чепырку»? Извольте, зачем продавать, когда можно взорвать? Будьте креативными.

Вам нужны конкретные примеры, знаю. Вспомним пилотную серию «Светлячка». А если не вспомним – бегом смотреть. Так вот – костюмы в батальной сцене из начала уже были использованы в «Звездном десанте». Почувствуйте себя Джоссом Уидоном, в общем.

— Как я могу предсказать, будут ли у меня проблемы на съемках?

Предсказать не сможете, а вот предугадать – вполне. Смотрите на вещи шире, будьте дальновидными. Пренебрежение этим правилом повлечет потом либо к судорожным правкам в сценарий или же к не менее судорожному исправлению того, что произошло (и далеко не факт, что это возможно). А произойти может всякое.

Единственный каскадер навернулся со ступеньки и сломал ногу. Петарды оказались китайского производства и рванули так, что подпалили ваш главный реквизит. Ваша одногруппница в последний момент почему-то расхотела сниматься в сцене массовой оргии зомби.

Что с этим делать? Нужно просто проявить смекалочку и всё планировать наперед, просчитывая возможные риски. Каскадеры должны выполнять свою работу максимально осторожно, особенно если вы экономите каждую копейку (а вы экономите) и у вас нет рядом доктора (а у вас его нет).

Сцены со взрывами, повреждениями и прочими затруднительными в реализации штуками нужно также продумывать, а всё необходимое – проверять и перепроверять. Ведь будет обидно похерить масштабный макет Звёздного Разрушителя Планет™, который вы собираетесь взорвать, только потому, что во время съемок у единственной камеры закончилась память на карте памяти.

И помните – если есть вероятность того, что какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно произойдёт!

Я опять запутался.

Нумеруйте сцены и составьте график съемок. Например, в понедельник вы снимаете сцены №1, №4 и №16, действие которых произойдет в офисе, во вторник – №2 и №7, в специальном ангаре, а в среду – только сцену №23, потому что она чертовски сложная и там всё будет залито литрами крови, в том числе редкая копия картины Боттичелли, купленная на рынке.

После съемки в графике вы вычеркиваете эти номера, а в скрипте – делаете аналогичную пометку.

— А вдруг сценарий украдут? Вон с Тарантино же было такое! Как я потом докажу, что он мой?

Есть такой хитрый лайфхак, которым сценаристы порой не брезгуют. Итак, вы берете вашу первую версию скрипта, распечатываете, идете в ближайшее почтовое отделение, кладете распечатку в большой конверт, подписываете своим именем и отправляете самому себе. После доставки вы забираете конверт и прячете под матрасом (ну или в другом сохранном месте).

Не удивляйтесь этому на первый взгляд замороченному методу. Если вдруг у вас кто-то захочет сплагиатить ваше творчество, вас выручит этот конверт с вашим именем, датой и печатью. Именно это и послужит доказательством ваше интеллектуальной собственности. Главное – не вскрывайте конверт, иначе вся эта канитель будет напрасной.

Ну или вы можете заморочиться и почитать законодательство об авторском праве и обложиться кучей документов, тут уж решать вам.

— У меня не получается справиться с таким объемом работ, придется всё забросить…

Подключите соавтора. Да, вам придется засунуть свою гордость куда подальше, но лучше довести работу до конца на пару с кем-то, чем в гордом одиночестве забить на недоделанный проект.

Так, вы можете разделиться. Если вам плохо даются диалоги – самое время поручить их написание кому-то другому. Если у вас слабая фантазия на экшен-сцены – доверьте их написание человеку, который видел столько боевиков, сколько вы никогда за жизнь не увидите. Если вы лентяй – можете тоже свалить часть работы на другого, главное не забыть придумать благовидную отмазку.

К сожалению, есть у этого приёма и обратная сторона – ваш сценарий может стать хуже. Вот и еще одна причина, почему нужно помечать все изменения цветом.


Итак, какие мы можем сделать основные выводы:

  • Пишите о том, что вас волнует;
  • Ограничивайте себя;
  • Будьте готовы к неожиданностям;
  • Вносите правки только по необходимости;
  • Просто начните писать.

А какими советами могли бы вы дополнить эту статью? Делитесь размышлениями в комментариях!

Поехавший любитель редкой дичи. Не меньший любитель навязывать эту дичь остальным. Мемовед со стажем. Кстати, продам гараж.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *