Началось всё с революции. Не с той революции, о которой принято говорить в учебниках, а с той, что произошла в кинематографе. И винить за это мы должны Роджера Кормана. Или любить, тут уже решать вам.

Большая клетка для птиц / The Big Bird Cage (1972); Режиссер — Джек Хилл; Время — 96 минут; Рейтинг IMDb — 6.1

Для тех, кто не в танке – краткая вводная. Роджер Корман – известный в свое время продюсер, чей пик карьеры пришелся на первую половину 70-х. Именно ему должны сказать спасибо Мартин Скорсезе, Рон Ховард, Фрэнсис Форд Коппола, Джек Николсон и многие другие именитые актеры и режиссеры. Что всегда Корману удавалось «на отлично» — это улавливать дух времени. Улавливать, накидывать на него сети и загонять в импровизированную ферму, где любая тема выжималась досуха.

Ужасы про монстров из другого мира смотрят миллионы зрителей? Эй, Чарльз, пора шить костюм краба-убийцы! После «Бонни и Клайда» стали популярны гангстеры? Мартин, нам нужно срочно снять с пяток фильмов об этом! После «Беспечного ездока» обрели популярность ленты про байкеров и хиппи? Старина Джек, пиши сценарий о наркотическом трипе длиной в вечность! И вот настал черед всеми нами любимых фильмов про тюрячки.

Снимать в США – занятие довольно сложное и накладное. А вот Филиппины – другое дело. Снимаешь кинцо за три копейки, расплачиваешься со съемочной группой едой да радуешься прекрасной погоде и экзотичным пейзажам. А если повезет, то много лет спустя еще и приедет Фрэнсис Форд Коппола и снимет на том же месте свой «Апокалипсис сегодня». Ляпота.

Лично Корман в режиссерском кресле сидеть не стал, но позвал своих друзей для осуществления плана. Заправлял всем Джек Хилл, культовый в дальнейшем режиссер. И именно он ответственен за «Большую клетку для птиц».

Если быть совсем откровенным – к жанру Women in Prison у меня сложилось несколько брезгливое отношение. Столько избитых сюжетных ходов и притянутых за уши нелепостей далеко не каждый способен стерпеть. И как же все-таки приятно после такого получать отдушину, которая, с одной стороны, вбирает в себя всё самое лучшее от жанра, с другой – выкидывает всё самое худшее. А порой еще и в наглую высмеивает множество клише.

Сюжет умещается в один абзац. Есть наглая и самодовольная Терри, которая выполняет роль «подстилки для политиков». Ее замели в исправительный лагерь. Есть пробивная Блоссом и ее парень Джанго, которых хлебом не корми, дай свергнуть текущий режим. Они в лагерь не попали, хотя после знатного ограбления бара должны были. Но в конечном итоге они решаются устроить мини-революцию, но вот проблема – где найти пособников в этом? Ах да – в исправительном лагере неподалеку, где нещадно издеваются над «честными воровками и убийцами». И где пытается найти себе место Терри, которую местный контингент принял в штыки…

Настоящая находка фильма – его действующие лица. Они все подчеркнуто гротескные и вычурные. Многие из них являются словно ходячими карикатурами на уже устоявшиеся образы. Так, особенно показателен один из надзирателей по имени Рокко. Обычно в WIP-фильмах мы видим не надзирателей, а именно что надзирательниц. При том поехавших на почве абсолютной власти и вседозволенности. Но что мы видим здесь? Мы видим толстячка со смешными усиками, форменного рохлю, которого поставили на должность не в последнюю очередь из-за того, что он гей и не сможет подкатывать к местным барышням.

А барышни эти не лыком шиты. Большинство из них, конечно, выступает в роли массовки и набраны среди жителей Филиппин, но ключевые фигуры выделить можно. Во-первых, это Пэм Гриер. Играет она, как можно понять, Пэм Гриер. Это ее первая знаковая роль на большом экране и именно она ей дала дорогу в дальнейшем к культовому «Крепкому кофейку». Но уже здесь она вписалась в роль революционерки прекрасно. Во-вторых, Анитра Форд в роли той самой Терри. Большая удача сценария заключается в том, что она хотя и не должна вызывать у нас никакого сочувствия, но по мере развития сюжета у нее проявляется настоящая, человеческая натура. Так что исправительный лагерь в каком-то плане и правда исправляет.

И как можно было забыть про Сида Хэйга? Его Джанго вышел чертовски обоятельным персонажем, к тому же способным довести до истерики некоторыми своими выходками. А еще у него крутые накладные усы порноактера, добавляющие к крутости фильма добрых 50 процентов.

Так что всё по канонам хорошего фильма – характеры развиваются (хотя и не все), динамика не провисает (вообще весь хронометраж), а юмор хоть и не блещет остроумием, но вписывается в происходящее прекрасно.

К слову об исправительном лагере. Вообще, здешний режим вышел на удивление мягким. Среди местного персонала прямо установлено правило, что секс с заключенными недопустим (да он им и не интересен – они же там все нетрадиционной ориентации поголовно). Самое худшее, что может светить женщинам – это сесть за особо буйное поведение в клетку. Или же идти работать на гигантскую мельницу, где стукачкам грозит верная смерть под жерновами. По сравнению с другими картинами, не так уж и ужасно (сказал человек, сидящий в уютном кресле и пьющий горячее какао).

Ладно, надо бы для приличия пнуть фильм. Экшен-сцены, как и, почему-то, во многих WIP-фильмах, не такой уж и кровожадные. Серьезно, обратите ради интереса на количество пролитой крови в финале и соотнесите это с количеством трупов. При желании, если вырезать немногочисленные сцены обнаженки, кинцу можно будет и PG-13 влепить.

А еще это была последняя ласточка жанра Women in Prison, после которой всё пошло под откос. Увы. Деньги, конечно, еще не один год гребли лопатой, но качество фильмов лучше от этого не становилось. А Джек Хилл ушел в блэксплотейшн, где прославился еще больше. Порадуемся за него.

Так что… с революции всё началось – революцией всё и закончилось.

[authorbox authorid=»3″ title=»Рылся в мусорной корзине»]

Поехавший любитель редкой дичи. Не меньший любитель навязывать эту дичь остальным. Мемовед со стажем. Кстати, продам гараж.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *