Раньше у меня было негласное правило если и писать о чем-то в «Пересмотре!», то выждать хотя бы год с момента премьеры. И сам не заметил, как нарушил его в тексте о последних сезонах «Гриффинов» — ведь там текст осени 2020-го касался и серий, вышедших весной того же года. Впрочем, это можно было бы списать за исключение. Тем более что подробного разбора последних серий там не было. Но мир изменился и с ним меняется и рубрика.

Во второй половине 2020-го кинотеатры стали постепенно оживать. В моих краях они вновь заработали в октябре, так что я первым делом пошёл на «Довод» и даже оценил «Мулан», хоть сам фильм никак не ждал. Но до конца года доходивший до моего города репертуар зачастую отказывался радовать. То, как я пытался попасть на сеанс «Ещё по одной» — это отдельная история. Которую я наверняка расскажу в соответствующем выпуске.

«Душу» пришлось посмотреть дома, чтобы успеть написать о ней в топе лучших фильмов года. Но когда она вышла у нас на больших экранах в середине января, то я просто не мог не сходить. Теперь же гиганты вроде Диснея и Warner Bros. готовы выпускать ленты одновременно и дома, и в кино. А поскольку в России премьеры выходят в четверг, а не в пятницу как в Америке, то появился дополнительный стимул ходить в первый день: ты сможешь увидеть фильм за день до того, как он станет доступен в сети. Но, конечно, чисто из-за этого бежать в общественное место, пока пандемия всё ещё громко даёт о себе знать, откровенно глупо.

Тем не менее, я сходил на «Райю и последнего дракона» в первый день, так как подвернулась удачная возможность. С «Города героев» в 2014-м я не пропускал ни одного фильма Walt Disney Animation Studios в кинотеатрах и не видел смысла нарушать традицию. Меня напугало, что за несколько рядов за мной расположился целый класс начальной школы. Но они шумели лишь в начале и во время трейлеров. Полагаю, их фильм заворожил. Как и меня.

История происходит во вдохновленной культурой Юго-Восточной Азии стране Кумандре. Точнее, в пяти государствах, что остались после её развала. Райя (Келли Мари Трэн) — принцесса из земли Сердца с огромными проблемами доверия. В прошлом она сильно обожглась, заработав заклятого друга из страны Клыка Намаари (Джемма Чан) и заодно винит себя в том, что теперь мир близок к апокалипсису из-за друунов, превращающих всё живое в камень. Цепляясь за последнюю надежду, она находит дракона Сису (Аквафина), которая, согласно преданию, спасла человечество от друунов ещё 500 лет назад. Теперь этим двоим придется совершить путешествие по всем землям Кумандры и попытаться снова спасти мир.

У похода в кино были как свои плюсы, так и минусы. Первые были однозначно сильнее — картинка безумно красивая и богатая на детали, сцены боев и погонь донельзя сочные, прекрасная музыка Джеймса Ньютона Хауарда то лилась, то била ритмом со всех сторон. Но немного от действия отвлекал странный эффект торможения при плавных движениях камеры. Я уже неоднократно замечал его в некоторых кинотеатрах: только камера начинает, например, обхватывать панораму, как изображение немного дергается.

Также остается вопрос насчёт дубляжа. Ирина Пегова в роли Сису удивила своим исполнением, вытягивая как комичные, так и более искрение моменты. А вот Марина Александрова как главная героиня не впечатлила — в исполнении были нужные интонации, но звучала она немного монотонно. Вероятно, сказывается, что непосредственно в озвучке у неё крайне мало опыта.

Уже на следующий день фильм стал доступен на Disney+ и я его сразу же пересмотрел. Теперь можно было полноценно насладиться пролетами камеры, а Келли Мари Трэн в главной роли быстро покорила сердечко тем, как ей удается варьировать между добросердечностью и суровостью. Это был второй раз в жизни, когда я сам посмотрел фильм дважды за два дня (первым был «Скотт Пилигрим против всех»). При повторном просмотре я был не менее увлечен происходящим, чем в первый. Хоть и не чутка прослезился как раньше, но порыв все ещё почувствовал.

У фильма есть небольшие проблемы с подачей информации. Как правило, авторы всегда придумывают достаточно разнообразные и доходчивые способы рассказать о особенностях своего мира, но иногда вставки слишком явные. А местами их можно и подрезать. Никто слишком много не объяснят, но некоторые вещи пару раз да повторят. И тем удивительнее, как хорошо работает ритм фильма во все остальные моменты.

И это при том, что история производства у картины была не самая ровная. Изначально режиссерами на проекте были аниматоры Пол Бриггс и Дин Уэллинс, но только первому удалось сохранить свое место. Вместо него пришло аж три человека: опытный в этих делах Дон Холл («Город героев», «Моана»), клипмейкер Карлос Лопес Эстрада («Слепые пятна», присоединился к студии только в 2019) и ещё один аниматор Джон Рипа. Ситуация напоминает поговорку о семи няньках, но итоговый продукт оказался на удивление цельным.

Внимание к азиатской репрезентации у авторов заметное, что видно и по картинке, и по составу создателей. Сценаристами числятся автор малазийского происхождения Адель Лим и драматург с вьетнамскими корнями Ки Нгуйен. Среди актеров озвучания только один не азиат — озвучивший питомца Райи Тук-Тука Алан Тьюдик, получающий по роли в каждом проекте Walt Disney Animation Studios со времен первого «Ральфа».

Однако тут случился казус, напоминающий ситуацию с анимационной «Мулан». Лишь пять актеров имеют корни из юго-восточных азиатских стран, другие же просто азиаты. Но в данном случае спасает как то, что в пятерку входят Трэн и Бенедикт Вонг, чей герой из страны Хребта стал одним из спутником героини, так и то, что все актеры справились прекрасно. От всегда радующего Дэниэла Дэ Кима в роли отца главной героини до юного Айзека Ванга, справившегося как с задором, так и с одиночеством капитана лодки Буна из страны Хвоста.

Если сравнивать с другими мультфильмами Диснея, «Райя…» напоминает «Атлантиду: Затерянный мир» и «Планету сокровищ». Все три проекта являются залихватскими приключениями без песен в уникальных часто меняющихся декорациях с музыкой Хауарда. Новый мультфильм уступает тем двоим разве что в масштабности — Кумандра не кажется огромной землей, нам не показывают слишком долгих путешествий.

Но это оказывается плюсом в плане общей подачи идеи. В переживших катастрофу землях главные герои обязательно обзаводятся новым союзником из каждой земли, тем самым подчеркивая общие темы фильма: доверие и объединение. Каким бы не казался герой нелепым с первого взгляда (младенец-аферист из страны Когтя — это вообще как до такого можно было додуматься), но в итоге он обязательно завлечёт тебя на свою сторону как сам по себе, так и своим взаимодействием с другими героями. Отрицательные герои способны на хорошие поступки, а положительные совершают значительные ошибки. Это здорово помогает воспринимать происходящее в столь, казалось бы, упрощенном показе мира фильма.

«Райя и последний дракон» заслуживает вашего внимания. Не так уж важно, в кинотеатре или дома — в обоих случаях можно насладится живописными пейзажами, роскошной музыкой и захватывающим приключением.

9 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *