Трения #3 — Своё мнение среди чужих — Перетрение

Добро пожаловать в третий выпуск нашей рубрики Трения, где мы, вместе с приглашёнными гостями, высказываем свои мнения о насущных (и не очень) вопросах, прямо или косвенно связанных с поп-культурой. Сегодня мы говорим о фильмах, которые могут похвастаться массовым обожанием, но у нас положительных эмоций не вызывают. Негативное мнение о каких фильмах идёт у нас вразрез с мнением среднестатистического зрителя? Почему так происходит? Какие выводы из этого можно сделать? Давайте пообсуждаем.

Сегодня в качестве гостя у нас человек, который не боится высказывать нестандартное мнение о тех или иных произведениях, очаровательная видеоблогерша  Анна Лилика. Кстати, обязательно заходите на её канал, у неё, помимо прочего, немало интересных видео о фильмах, сериалах и прочих продуктах поп-культуры – всё, как мы любим.

Никита Тришин

Не знаю, стоит ли это считать за везение, но моё мнение, как правило, в общих чертах совпадает с большинством. Причем, не перестаю замечать интересную особенность — смотрю на оценки своих друзей с КиноПоиска и понимаю, что мои оценки чаще выше тех, что поставили они, чем наоборот. Тем не менее, есть один фильм, который почему-то большинство любит, а я — нет. И имя ему «Интерстеллар»

Эх… А я ведь когда-то любил Кристофера Нолана, и был готов простить ему бестолковое «Возрождение Легенды», но тут я просто воспылал яростью. В фильме нет героев, нет сюжета — нет ничего, что необходимо для нормальной целостной истории. Есть только всякие финтиплюшки, которые Нолану хотелось воплотить в своей киношке. Когда у тебя два фильма подряд — сборники любопытных фишечек, а не нормальные истории, то пора что-то менять. Но, опять же, мой отзыв КиноПоиске на данный момент получил 141 положительную оценку и 507 отрицательных. Да, эта рецензия была не очень хорошей, но не настолько же. Готов поспорить, что в большинстве случаев люди, ставившие минусы, были просто не согласны с моим мнением, а не действительно считали его бесполезным. А ведь истинным критерием оценивания должно быть как раз последнее, так на сайте и прописано.

Конечно, таких фильмов на самом деле больше, но что-то я их сейчас и не вспомню. Ура или нет, но это скорее исключения из правил.

Сергей Август

Люди часто забывают о чисто субъективной природе удовольствия. Не бывает хороших или плохих фильмов – потому что любое «хорошо» или «плохо» должно быть относительно чего-то – или, в нашем случае, кого-то. Как космонавт, вдруг очутившись в абсолютной безвоздушной пустоте космоса, вдали от любых видимых звёзд или планет, не имел бы видимых ориентиров и потому не мог бы понять, движется он или покоится, так и люди часто начинают чувствовать себя неуверенно, не имея ориентиров в виде мнения чужих людей – как они должны относиться к фильму?

Стадный инстинкт имеет физиологическую природу, потому нам от него никуда не деться, хотя бы в каких-то базовых, подсознательных его проявлениях. Было время, когда чужое негативное мнение серьёзно могло испортить моё отношение к фильму. Было мнение, когда я старался сначала оценить общие тенденции мнений о фильме, а уже потом формировать своё. Ведь всегда проще и безопаснее совпадать с большинством.

К счастью, такое подростковое инфантильное отношение осталось позади. Когда я иду на какой-либо фильм, то не ориентируюсь на его оценки, а стараюсь смотреть на другие критерии. При вдумчивом прочтении, порой и негативная, но объективно рассматривающая аспекты фильма рецензия может косвенно порекомендовать его к просмотру, равно как хвалебная – отговорить от похода в кинотеатр.

Люди забывают, что рейтинги и оценки – это не непреложная истина – нельзя измерить фильм. Это – оценка вероятности того, что фильм понравится среднестатистическому зрителю/кинокритику. Рейтинг в 30% означает, что есть вероятность в 30%, что фильм понравится – а не что фильм хорош лишь на 30%.  Рейтинг в 100%  может означать, что 100% человек не могли бы сказать, что фильм плохой – но, в то же время, возможно, не испытали по отношению к нему никаких сильных эмоций.

Так что есть множество ужасно оцененных фильмов, которые мне нравятся, равно как и есть масса фильмов с высокими оценками, которые мне не по душе. Я не испытываю ни малейшей симпатии к «Аватару» или «Мстителям», считаю  абсолютно необязательными недавних «Золушку» и «Книгу джунглей», остался в полном разочаровании от независимых хитов «Из машины» и «Аномализа», не понимаю, чем хорош «Девичник в Вегасе», а также при всём понимании умом, насколько важен для кинематографа «Гражданин Кейн», так и не смог досмотреть его до конца. И это лишь малая часть примеров. Значит ли это, что фильмы плохие? Нет. Значит ли, что я против того, чтобы они кому-то нравились? Вовсе нет, потому что, если кому-то один и тот же фильм не нравится, а кому-то нравится, то в выигрыше всегда остаётся последний.

Дмитрий Родимов

Хм. Дайте-ка подумать. Пройдусь лишь по трем основным фильмам, от которых у меня в свое время знатно бомбило, но людям в общей своей массе они нравились. Все они есть в топе-250 КиноПоиска, что характерно.

Первое – это «Планета Ка-Пэкс». Возможно, мне в сердце осколок льда попал, но я совершенно не оценил эту абсолютно заурядную и шаблонную драму, которая порой слишком сильно давит на жалость, да еще и с применением, казалось бы, сильного актерского состава. Действительно, Кевин Спейси там хорош. А вот все остальные вообще служат фоном для него и не способны вытянуть эту на редкость заунывную кашу на приличный уровень.

Второе – «Пираты Карибского Моря: На краю света». Этот тот редкий случай, когда дешевая игра по мотивам была на голову выше первоисточника. После отличной первой части, шикарного, по моему мнению сиквела, выпускать такое скучное, занудное непотребство с переизбытком «драмы» — это перебор. Это был первый на моей памяти случай, изрядно отбивший желание смотреть трехчасовые высокобюджетные блокбастеры.

Третье – «Интерстеллар». Я разделяю мнение Никиты. Разве что буду чуть менее категоричен по отношению к фильму, но все равно хорошего в нем мало. Визуальный ряд прекрасен, ТАРС – няша, но все остальное… Персонажей почему-то в фильме не уносит ветром, хотя казалось бы – они же картонные! Диалоги писались человеком, для которого канцелярит и много воды не по теме – любимый способ изложения текста. Саундтрек Ханса Циммера, от которого все писались кипятком, запоминается лишь одной музыкальной темой. И так далее и тому подобное. Грусть, тоска, печаль. Одна радость – я фильм не ждал. Совершенно. Еще даже трейлер не вызывал большого энтузиазма. Потому и не сильно обиделся, когда вышло то, что вышло.

Анна Софьина aka Anna Lilica, видеоблогер

Так уж вышло, что я не люблю быть в мейнстриме. Поэтому очень часто оказывается, что мне не нравятся сериалы или фильмы, которые очень популярны в моём окружении. Например, я не смотрела ни одной серии «Игры престолов» и «Во все тяжкие», да что уж там, я даже «Сверхъестественное» не смотрела. Как там на картиночках пишут — да-да, я существую. И дело тут не в каком-то особом протесте или отрицании общепринятого. Я даже объяснить этого не могу по-хорошему.

Вот есть у меня комиксы MARVEL, но экранизации их я не люблю, за исключением «Человека-паука» в общем-то и не смотрела ничего. Хотя нет, вроде какой-то из «Мстителей» ещё видела. Эти фильмы они как фастфуд для мозга. Ну посмотрел, ну обсудил с друзьями, а что в итоге? Ярко, красиво, стильно, актеры красивые — но что лично тебе это дало? Убить время? Да, иногда это необходимо. Но фанатеть от чего-то годами, собирать коллекции, говорить об этом при любом удобном случае и злиться, если кому-то это не нравится… Не думаю, что перечисленное характеризует взрослого человека. Но мы отвлеклись.

Я начала говорить о фанатизме, так как у всеми любимых фильмов и сериалов образуется именно культ. Люди даже могут не задумываться, почему они что-то смотрят. Просто все вокруг делают то же самое. А когда ты видишь культ, иногда срабатывает защитный механизм, и ты априори не хочешь прикасаться к элементу этого культа. Пишу тут, будто я такой взрослый и серьёзный человек 😉 А на самом деле, может, мне просто не нравится обилие постельных сцен в «Игре Престолов», ха-ха. В общем, как я люблю говорить с своём блоге «Не смотрите то, что вам не нравится, а то что нравится — смотрите».

  • Мэттью из Техаса

    Да вы ох#ели что-ли про «Интерстеллар» так говорить!?
    У меня бомбит от вас! Отличный фильм, о который напротив, принято вытирать ноги. Откуда вы взяли это «массовое обожание»?
    Не понимаю, откуда такой хейт? Меня фильм полностью удовлетворил и я даже пустил слезу на некоторых моментах. Но я видел такие гневные комментарии, что создавалось ощущение, что мы смотрели совершенно разные картины.
    Мне показывали ни на что не претендующий добротный фильмец, а другим режиссерскую версию, где Сэр Майкл Кейн со всей своей блестящей англицкой аристократией на чистейшем русском, на протяжении двух с половиной часов говорит зрителю: «Я вашу маму е#ал».

    Если быть серьёзным и объективным, то вернее будет сказать, что стадный инстинкт — ненавидеть этот фильм, повторять друг за другом: «НИНАУЧНО», не имея при себе никаких знаний в области физики хотя бы за 7-й класс.

    Фильм не идеален, да, но не любят его потому что его было модно не любить.

    • Peretrenie

      Спасибо за мнение:-) Собственно, как раз этот выпуск рубрики был о том, в нелюбви к каким фильмам с нами могут не согласиться – и, судя по тому, что вы с нами не согласны, он был подобран верно. Тем не менее, стоит заметить, что большинству фильм всё же понравился, «модно не любить», как вы выразились, его было скорее в узких кругах. Просто обычно тех, кто его активно не любит, громче слышно. У него хорошие сборы, хорошие отзывы, хорошие рейтинги, более того – одному из трёх авторов Перетрения этот фильм нравится 🙂 Потому нам кажется, что фильм очень хорошо вписывается в тему рубрики.
      А какие фильмы вы бы назвали из числа тех, что нравятся всем, но не нравятся вам?

  • Арман Растенов

    Значит, мои примеры по теме из последнего: Бердмен, Сикарио, Кэрол, Выживший, Из машины, It Follows, Песнь моря, Отрочество, Лобстер, Пробуждение Силы, Безродные звери.
    Из сериалов: Больница Ник, Мистер Робот и 2-й сезон Фарго.
    Причем в случае с Бердмен, Сикарио, Безродные звери, Больница Ник, Мистер Робот сильный негатив вызывает только то, что перечисленные произведения с очень умным и напыщенным видом рассказывают о каких банальных очевидных вещах, и то что основная масса воспринимает это как откровение.
    Вроде представляете, критики и актеры не любят друг друга! (Бердмен); в Мексике есть картели! (Сикарио); война лишает детей детства (Безродные звери), отношения сложная штука! (Лобстер), в жизни есть как яркие моменты, так и рутина! (Отрочество), корпорации злые! (Мр. Робот), тот, кто занимается саморазрушением, тот себя разрушает! (Больница Ник). Не покидает мысль, что если вокруг этих месседжей не было такого хайпа общественности,по типу ЭТО ОТКРЫЛО МНЕ ГЛАЗА, ЗАСТАВИЛО ЗАДУМАТЬСЯ, то перечислинное понравилось бы больше, по крайней мере там есть качественная постановка.
    Кроме Лобстера — он как и Кэрол уныл и плох.
    По остальному:
    Выживший — обычный, нормальный, ни разу не гениальный, просто очень-очень красиво снятый фильм.
    Песнь моря — анимация и кельтский фольклор шик, но история на мой взгляд там простая и даже банальная.
    2-й сезон Фарго — нормально, даже хорошо, но на фоне гениального первого как-то — ме.
    It Follows — как набор стилистических упражнений прекрасно, но как хоррор — а что если бы проблемы ГГ решились уедь/улети/уплыви она подальше? Да и вообще хорошо, но орать от восторга от Оно как-то не могу.
    Как и в случае с Из машины, хотя здесь возможно я что-то еще не понял, может пересмотреть надо.
    По ЗВ итак понятно: как студийный блокбастер, как просчитанный продукт — мое почтение, но как продолжение саги — но это же Новую Надежду (или даже попурри на все фильмы) Вы мне показали, камон!
    А вообще делать надо так, как Август сказал.

  • Самое верное замечание у Анны Лилики: «Не смотрите то, что вам не нравится, а то что нравится — смотрите». К нему можно лишь добавить: «И не пылайте ненавистью к тем, кому нравится то, что не нравится вам, и наоборот». Так что давайте жить дружно)