Гриффины (1-8 сезоны, 1999-2003, 2005-2010) — Пересмотр! #114 — Перетрение

Благодаря каналам Рен-ТВ и MTV я с детства нередко сталкивался с мультсериалами, ориентированными на взрослую аудиторию. А уж когда появился канал 2×2, то открылось целое раздолье подобного контента. К счастью, в момент его появления я уже был подростком, так что слишком большого ущерба детская психика не получила.

Из всего этого разнообразия выделяются три сериала: «Южный парк», «Симпсоны» и «Гриффины». Причем как по влиянию и популярности, так и по их непомерной длине. Первый мне попадался по телевизору реже остальных, так что я его полностью посмотрел ещё давным-давно. Заметно позже я решил глянуть все серии «Симпсонов», что не видел до этого. Это заняло приличный срок, пару лет минимум. За третий сериал браться не сильно хотелось (тем более шоу всегда было рядом: я регулярно натыкался на него на 2×2), но тут сыграли роль два фактора.

Первый: ролик на ютубе от Saberspark «Что разрушило “Гриффинов”». Там он рассказал о зарождении шоу, его ухабистом первом пути от закрытия на третьем сезоне до возрождения благодаря крайне популярным показам на Adult Swim и отличным продажам DVD. Лучше всего он высказался о первых пяти сезонах, чуть хуже — о шестом и седьмом. Восьмой же сезон он назвал переломным моментом, где стали заметны перемены в худшую сторону.

Ориентируясь на это, я и решил, что стоит как-нибудь досмотреть шоу хотя бы до восьмого сезона. Удачно картину подправляло то, что с первого по восьмой сезон шоу создавалось в стандартном телевизионном разрешении 4:3, а дальше уже перешло в актуальные для высокого качества 16:9. Так что можно сказать, что для этого выпуска я посмотрел все «квадратные» серии «Гриффинов». А ещё восьмой сезон показал самые высокие рейтинги со времен возрождения шоу, которые так и не были побиты в будущем. Если и этого мало, то есть и более личная причина: пара серий восьмого сезона стали для меня одним из первых опытов просмотра чего-либо в интернете.

Вторым фактором стала наша с девушкой привычка смотреть марафоном сериалы — например, таким образом она помогла мне осилить последние пять сезонов «Симпсонов». Она сначала не была в восторге взяться именно за «Гриффинов», но быстро втянулась и теперь подталкивает наконец написать этот текст, чтобы мы могли продолжить смотреть дальше.

В целом у меня отношение к Гриффинам положительное, но немного противоречивое. Я обожаю создателя шоу, Сета МакФарлейна. У него отличное грубое чувство юмора, прекрасно резонирующее с моим, а его голос — восьмое чудо света. Он не только способен играть десятками разных голосов, но и поет не хуже Фрэнка Синатры. Но, увы, не может похвастаться постоянством в качестве проектов.

Для меня главная проблема с «Гриффинами» в том, что я смотрю шоу ради шуток, но не ради героев. Есть Стьюи — эгоцентричный младенец-злой гений — и утонченного вкуса пёс Брайан, которые вызывают интерес как персонажи, но на этом всё. Муж Питер по сути Гомер Симпсон на стероидах, жена Лоис поражает только тем, как она мужа терпит, а оставшиеся двое детей интересны лишь в случаях, когда их поведение становится экстремальным.

Family Guy (1999)

«Гриффины» всегда были мешаниной, что никогда не скрывали. Оттого я впадал ступор от того, что столько стараний действительно талантливых аниматоров и комедиантов идёт на настолько никчемных героев. Но, полагаю, они и должны быть такими, чтобы шоу могло делать все свои шутки. И тут вопрос в том, принимаешь ли ты правила игры.

За этот пересмотр мое мнение о шоу не особо изменилось, но зато у меня появилось гораздо больше уважения к мастерству авторов за те мелочи, которые я до этого не замечал. Так что по ним и пройдемся, все равно свое базовое отношение к «Гриффинам» и их сериям я уже описал в выпуске «Пересмотра!» на их пародийные серии про Звездные войны.

Первые два сезона были отрисованы довольно упрощенно. Качество рисунка в каждом сезоне менялось постепенно, отчего никаких явных изменений на лету и не заметишь. Единственный раз я явно заметил перемену только в третьем сезоне, когда кадры со зданиями перед началом сцен внезапно стали более аккуратными и с реалистичными пропорциями. Деталь не слишком значительная, но это как переход от домашних подделок к профессиональному творению — чувствуешь большую компетентность.

Alex Borstein and Seth MacFarlane in Family Guy (1999)

К вопросу о компетентности: в титрах я увидел два имени, которые меня сильно удивили своей работой, хоть я и знал сам факт того, что они были в команде шоу. Первое из них — режиссёр Майкл Данте ДиМартино, со-создатель «Аватара: Легенды об Аанге». Он работал в шоу лишь до его закрытия и впоследствии жаловался на ограничения со стороны сценаристов и шоураннеров, но успел поставить приличное количество эпизодов.

В частности, шестую серию второго сезона «Сука-смерть», где старуха с косой впервые стала полноценным героем «Гриффинов». Как оказалось, я видел большую часть первых сезонов, что крутили по Рен-ТВ, сам того не помня, но этот эпизод я остался в памяти очень хорошо ещё с тех времен. То, как они очеловечили Смерть и поставили в один ряд с другими проблемными героями, особенно подкупает. Другие шоу в основном не стремятся проворачивать подобное, те же «Симпсоны» никогда не спустят Бога на землю, но даже если пытаются — такого уровня не достигают.

Второе имя — Дэн Повенмайр. Он задержался на шоу подольше и, в частности, был ответственен за эпизоды путешествий Брайана и Стьюи до того, как Disney запустила в производство его «Финеса и Ферба». И в «Гриффинах», и в его собственных мультсериалах у героев есть привычка перебиваться небольшими разговорами, связанными с мелочами, которые прекрасно разбавляют основное действо. Так что для человека, сейчас известного как автора более детских сериалов, он на удивление подходил для «Гриффинов».

Один из эпизодов, который я особенно хотел пересмотреть — это двадцатая серия второго сезона «Загубленный талант». Причина была чисто в шутке, когда Питер спотыкается и неприлично долго держится за коленку, издавая однообразные звуки. Я знаю её больше полжизни и всё ещё смешит. Она же стала ключом к одному из двух (я не знаю, почему в этом тексте так силен мотив числа два) главных открытий — авторы никогда не злоупотребляют повторами шуток.

Сам гэг с коленом повторяется до конца восьмого сезона от силы два-три раза — один раз с Лоис и раз с AT-AT в пародии на «Империя наносит ответный удар». А это уже конец восьмого сезона. Лучший пример в этом плане — момент с падающим в ванной Кливлендом. Им удается сделать нужную паузу, чтобы новый повтор шутки вызывал ещё более сильную реакцию и ты всегда ждал, каким образом они её запустят в следующий раз.

Тот же «Южный Парк» и «Симпсоны» шутили над привычкой «Гриффинов» уходить в флэшбеки и фантазии ради лишней шутки, лишь бы забить хронометраж. Но и сами «Гриффины» это делают, и у них выходит смешнее всего. То герой слишком устал и напрямую говорит, что не может выдать фантазию, то ещё что — у мультсериала уровень самосознания и самокритики развит на зависть другим. Они не стесняются ломать четвертую стену, но это всегда работает во благо юмора или даже сюжета.

Второе открытие: в «Гриффинах», как ни странно, есть сюжетная последовательность. В начале сериала Питер работает на фабрике игрушек, но та впоследствии закрывается. Он пробует разные работы, из которых дольше всего рыбачит на собственном судне, пока не устраивается на фабрику пива. Его начальницу, кстати, озвучивает Кэрри Фишер, которая в шоу появлялась не слишком часто, но регулярно. Вплоть до того, что её последний эпизод вышел после смерти актрисы в 2016 году.

Потом сквозной сюжетной линией становится литературный труд Брайана. Сначала Стьюи из серии в серию подкалывает пса, что он так и не взялся за обещанный роман, но потом он всё же пишет книгу. Она называется «Быстрее скорости любви» и, по словам других героев, оказывается таким же кошмаром, как и название. Но в силу обстоятельств она оказывается напечатана и становится полным провалом.

Когда мы слышим о книге в последний раз, она все же находит свою аудиторию — умственно отсталых. Пока я искал название этой книги в интернете, то узнал, что её ещё как минимум вспомнят и в девятом сезоне. Так что подобные сюжеты без проблем проходят сквозь несколько лет.

Но моей любимой сквозной линией стала история отношений Брайана и крайне глупой, но доброй девушки Джиллиан. Ты даже не ожидаешь, что очередная одноразовая девушка пса (звучит неправильно, но что поделать — это и есть «Гриффины» во всей красе) внезапно окажется регулярным гостем и Брайан с ней по собственной глупости расстанется только в следующем сезоне. То, что ты начинаешь переживать за их отношения, в рамках сериала становится чем-то уникальным.

Закончить этот пробег по 147 эпизодам я хочу упоминанием семнадцатой серии восьмого сезона «Брайан и Стьюи». За исключением эпизодов по Звездным войнам это единственный раз, когда шоу не включает заставку с музыкальным номером. В этот раз они сделали более камерный эпизод, заперев двух героев из названия в одном пространстве на весь хронометраж. Так что это оказывается не только моноспектакль озвучки Сета МакФарлейна, но и испытание для авторов. И они прошли его на отлично — при всей мерзости отдельных моментов им удалось дать нам проникнутся психологией отношения двух героев в разных их крайностях.

Family Guy (1999)

Шоу берет риски, но оно, как бы другие не спорили, знает меру. В первых сезонах проскальзывали шутки о легендарном телеведущем детского шоу Мистере Роджерсе, выставляющими его мерзким типом в противоположность действительности. Но они быстро с этим завязали, и после смерти Роджерса уже подобным не промышляли. Меня даже скорее радовала, что в первых нескольких сериях не обходилось без шуток о фашизме, но потом они и этим перестали злоупотреблять.

МакФарлейн говорил, что перерыв в три года после закрытия пошёл шоу скорее на пользу, так как у них не замылился глаз. И этому охотно верится. На протяжении восьми сезонов «Гриффины» менялись, но для меня всегда оставались примерно одинаково смешным шоу. Посмотрим, как оно будет дальше — может быть, ещё один подобный текст накатаю.

8 из 10