Чужой (1979) — Пересмотр! #102 — Перетрение

Немало людей любят франшизу о инопланетных монстрах ксеноморфах (или хотя бы какую-то из её частей), но мне так и не удалось оказаться среди них. Из фильмов серии я не видел лишь «Чужого: Воскрешение», которого общепринято считают худшим в линейке. Все остальные ленты порой попадались в поле зрения и по итогу хоть чуть-чуть, да нравились.

Но и максимальная оценка выше восьми из десяти не поднималась. На такой почве особо фанатом не станешь. Нечем восхищаться и нечего из-за любви к другой части ругать. Могу лишь проявить уважение к живучести франшизы: первый фильм вышел 1979 году, а на данный момент последний — в 2017-м, спустя 38 лет. В основном я смотрел картины про Чужого как часть истории кино и ради возможности быть в теме, когда их обсуждают кто-то ещё, нежели из собственного желания.

Долгое время добыть на российском рынке Blu-ray всяких Чужих до «Прометея» было проблемой. Они выходили лишь комплектами, отдельный релиз каждой части появился только в 2018-м. За одним исключением — в 2014 году, в честь 35-летия первого фильма, его издали отдельно и эксклюзивно для ozon.ru в комплекте с комиксом-новеллизацией на английском и карточками-иллюстрациями Ханса Руди Гигера.

Если первое дополнение особого интереса у меня не вызвало (хотя Фрэнк Миллер его хвалит, так что мало ли), то второе – совсем другое дело. Насколько бы безразличны мне не были сами произведения, но художественное направление Гигера в них абсолютно прекрасно. Жуткое, но завораживающее — так можно описать и его дизайн монстра, так и прочего, будь то инопланетный корабль или прочие мелочи. Для коллекционки издание стоило на удивление дешево, так что я его взял как только смог.

Время от времени я доставал иллюстрации Гигера и планировал когда-нибудь да пересмотреть «Чужого». Всё-таки по воспоминаниям он мне понравился больше остальных частей. Конечно, совсем идеально было бы в следующем году, в сороковую годовщину. Но Хэллоуин на носу: лучше времени и не придумаешь. А я и не так уж много ужастиков смотрел, чтобы было из чего выбирать для этой рубрики.

В 2122 году космический корабль «Ностромо» перевозит к Земле из глубокого космоса огромный груз. Среди команды экипажа семь человек, да и те дрыхнут. То есть находятся в анабиозе, а корабль на автопилоте. Но внезапно все на борту просыпаются, хоть судно проделало только половину пути. Дело в том, что корабль зафиксировал сигнал с некой планеты, который может быть зовом помощи, и по протоколу им необходимо найти его источник. Собственно, так через любопытную цепь событий на корабль и попадает Чужой.

Фильм вообще никуда не торопится. Яйца чужих мы видим лишь после получаса, а антагонист во всей красе явит себя только на втором часу. С одной стороны, это довольно разочаровывающе. Но нельзя сказать, что Ридли Скотт своим режиссерским видением тратит время зря. Начиная с приятных эффектных титров с уже культовым постепенным появлением названия и пробуждающимся молодым и красивым Джоном Хертом после них ты сразу улавливаешь заданный ритм и атмосферу ленты, что просто замечательно.

Sigourney Weaver, Ian Holm, John Hurt, and Tom Skerritt in Alien (1979)

Почти половину хронометража непонятно, кто главный герой. Каждый член экипажа успевает урвать свой шанс представиться зрителю и дать понять, зачем он тут и что делает. У настоящего центрального персонажа, Рипли (Сигурни Уивер), поначалу вообще меньше всего времени на экране. То, что первым мы видим именно героя Херта — очень умное решение, прекрасно коррелирующее с будущими событиями.

В плане развития человеческих персонажей тут всё отлично. Однако, как ни иронично, с персонажем, вынесенным в само название, ситуация не так хороша. Понятно, почему его на экране мало: максимум напряжения, ограниченный бюджет, несовершенные технологии и так далее. Но — и я понимаю, что это самая избитая придирка — неужели нельзя было более постепенно показать его рост?

Harry Dean Stanton in Alien (1979)

У него есть абсолютно великолепный момент с появлением на свет (пожалуй, лучшая из всех сцен фильма), где он размером меньше кошки. А в следующий раз на экране он уже больше человека! В рамках произведения прошло не так много времени, от силы пара дней, и этот живой организм уже так вырос? Он же тогда каждую секунду должен был набухивать в размерах. А питание нужное он где так много добывал? А уж про вероятные гигантские отходы жизнедеятельности, по которым его можно было бы отследить, я вообще молчу. Потом нам из ниоткуда начинают втирать, что он — совершенное существо. Видать, Чужой настолько совершенный, что не какает.

Из ещё более дурацких вопросов меня ещё сильно волнует ситуация с рыжим котом Джонсом. Он входит в анабиоз вместе с остальными членами экипажа? Ему полагается отдельная кабина или он лежит с кем-то из людей? А если нет, то у него есть автоматически заполняющаяся миска и самоубирающийся лоток, работающий месяцами без вмешательства человека? Таково следствие размеренного темпа: я думаю о таких вещах не постфактум, а во время просмотра. Нам показывают быт людей, но не кота — а ведь его роль важнее половины персонажей.

Возможно, это уже вопрос чисто времени, но мне сложно назвать «Чужого» хоррором. Тут много напряжения, но мало пугающего, слово «триллер» для описания подошло бы куда больше. Есть и стандартные для ужастика фальшивые пугалки, но всего штуки две. И обе связаны с котом.

«Чужой» — отличная для своего времени научная фантастика. Но это элементарно вещь из разряда «не моё». Я могу сколь угодно уважать игру актеров, художественное направление и так далее. Но она так и останется лишь точкой на радаре, с которой мне не суждено пересечься.

8 из 10