Новый Человек-Паук (2003) — Пересмотр! #95 — Перетрение

Немало людей чуть старше меня (да и моего возраста тоже) выросли на мультсериале о Человеке-Пауке 1994 года. Ребятам помладше повезло если не в качестве, то в количестве: в 2008-м был «Грандиозный Человек-Паук», а после покупки Marvel Диснеем последние запустили уже второй мультсериал о дружелюбном соседе ньюйоркцев. Я же больше всего смотрел мультсериал 2003 года. Тот, который самый странный.

Его созданием занималась канадская компания Mainframe Studios, ответственная за первые потуги компьютерной графики на телевидении в лице «Повторной загрузки» и «Звероботов», ответвления от Трансформеров. Делать полигональное чудо планировали по комиксам «Современный Человек-Паук» Брайана Майкла Бэндиса. Но потом вышел фильм Сэма Рейми, и концепция была пересмотрена.

В итоге герои получившегося сериала постоянно ссылаются на события хита проката. Сами же они являются абсолютно другими героями с иными характерами, внешностью и родом занятий. Вероятно, сказалось, что Бэндис остался при производстве творческим консультантом. Из такой каши нестандартных решений и родился Spider-Man: The New Animated Series, впоследствии переименованный у нас в «Нового Человека-Паука».

Мне сериал попался совершенно случайно — он был на одном диске с третьим фильмом Рейми. Сборник оказался дикой смесью всякого про Паука, включая сагу о Веноме из сериала 90-ых в мерзком одноголосном переводе. «Человек-паук 3» тогда только-только вышел, там была запись камеры из кинотеатра. Уже кажется диким сама мысль, что ещё 11 лет назад покупать такое было общепринято. А вот предмет нашего сегодняшнего разговора оказался на паленке в хорошем качестве и дубляже. Поэтому я его тогда полностью посмотрел минимум дважды.

Впоследствии «Новый Человек-Паук» выпустили у нас даже на Blu-ray, что само по себе явление крайне редкое. Из мультсериалов с носителями Full HD качества на моей памяти у нас были он да последние сезоны Черепашек-Ниндзя 2003 года. Формально можно сказать, что это на данный момент единственный мультсериал, полностью выпущенный в России на Blu-ray дисках. Но это если что и значит, так лишь насколько плохо у нас всё с их выпусками.

Правда, просмотр сериала на большом экране — не лучшая идея. Со временем привыкнуть можно, но при первом столкновении ты словно царапаешь глаза об грани полигонов местных персонажей. Чем меньше экран, тем проще смотреть. Ещё одна предосторожность: не смотрите в дубляже. Голоса там неплохие, но их там крайне мало, а произносится всё довольно монотонно. На дисках вместо него многоголосая озвучка. Это тоже не идеальный вариант, но немного получше.

Мультсериал, ввиду его специфичной графики, было бы заметно сложнее воспринимать, если бы королём в нём было действие. Однако создатели сделали куда больший акцент на студенческой жизни трёх главных героев — Питера Паркера, Мэри Джейн Уотсон и Гарри Осборна. Они втроем учатся в одном университете, что полностью противоречит фильму, и постоянно болтают о своих отношениях как друг с другом, так и с другими. Паркер мучается со своей частью квартплаты, Мэри Джейн почти что в открытую пытается заигрывать с Питером, а Осборн думает, что делать со свалившимся на него наследством и стоит ли вообще ходить на пары. Заодно он не забывает лишний раз упомянуть, как ненавидит Человека-Паука за якобы убийство его отца.

Не без неловких моментов и мелких косяков, но диалоги прописаны очень хорошо. Жизнь этих троих оказывается куда интереснее геройских приключений. А сексуальный подтекст уровня фильмов рейтинга PG-13 и небоязнь показа выстрелов из пистолета — а в одном моменте и вовсе можно увидеть массовую кровопотерю от попадания в ногу — и вовсе делают его уникальным в нише супергеройских мультсериалов.

Вероятно, сказывается место эфира сериала. MTV явно позволяло куда больше, но от этого пошли и другие, довольно забавные последствия. В одном моменте Человек-Паук шутит про Джонни Ноксвилла, а профессиональная воровка берёт себе не просто блестящий кубок, а MTV Movie Awards. Самое заметное их влияние заключается в отсутствии Тёти Мэй в сюжете, мол, старый персонаж отпугнёт молодёжную аудиторию. Её мы видим всего раз, когда Питер смотрит на фотографию под не особо подходящий электронный саундтрек.

Кстати, о нём. Как будто нам мало было инноваций — давайте ещё и врубим синти-поп на фоне. В действительности музыка далеко не плоха. В сценах экшена она в тему, в заставке и вовсе прекрасна. Играя на фоне, она не привлекает к себе внимание. Но стоит надавить на драматизм, и ты не сколько переживаешь за героев, сколько осознаешь, как саундтрек не подходит происходящему.

Однако, что всегда ласкает слух, так это Нил Патрик Харрис в главной роли. Он отлично отыгрывает уверенного в себе (но не слишком) Паркера и в роли Паука тоже не плошает. Неудивительно, что несколько лет спустя его вновь позвали на озвучку ползучего героя в Spider-Man: Shattered Dimensions. Не обошлось и без пары любопытных эпизодических появлений в лице Джона С. МакГинли (Доктор Кокс из «Клиники», «Взвод») в нетипичной для него роли экстравагантного голливудского продюсера, Майкла Кларка Дункана, вернувшегося к роли Кингпига после «Сорвиголовы» с Беном Аффлеком и Стэна Ли как… впрочем, это уже спойлер.

Четкой сюжетной структуры у сериала нет, но динамика отношений героев от серии к серии варьируется. Официальный порядок эпизодов не совсем соответствует внутренней хронологии событий, отчего можно немного запутаться, кто на кого насколько сейчас обижен. Но если расставить всё в правильном порядке, то пара вопросов к происходящему всё равно останется, так что это не сильно помогает.

Со злодеями ситуация очень непонятная. Видимо, из-за связки с фильмом и его тогда ещё потенциальными сиквелами, использовать самых популярных персонажей было бы неразумно. Отчего у нас есть и невзрачные оригинальные злодеи, и невзрачные копии других героев Marvel. Однако позже появляются и иконические враги вроде Ящера, Электро и Крэйвена-Охотника, отчего логика выбора суперзлодеев теряется окончательно.

Моментами «Новый Человек-Паук» — очень хороший сериал. У него есть герои, за отношениями которых интересно следить от серии к серии, и любопытные концепты, в основном связанные именно что с взаимодействием Питера и героев без суперсил. Даже в мелочах он радует: нигде больше Паркер настолько паукообразно не двигался, это прекрасно работает на аутентичность. Но в дополнение идёт слабенькая графика, неуклюжий сэлл-шейдинг, из-за чего игра цвета и тени на трехмерных модельках смотрится порой отталкивающе, и не особо примечательный экшн с врагами, за редким исключением вызывающими безразличие.

Пожалуй, я даже могу порекомендовать сериал. Он нетипичный, со своими фишками и длится всего-то 12 серий. Концовка, явно требующая продолжения, вышла на удивление удручающей, делая эту главу приключений Человека-паука ещё любопытней.

7 из 10