Ей богу, блэксплотейшн — лучшее ответвление эксплуатационного кино, что я встречал. Такую концентрацию крутых фильмов вы не встретите больше нигде! Да вот только жанр это не спасло.

Блэксплотейшн — это отдушина для чернокожей аудитории в первой половине 70-х. Права их всё еще ущемлялись, а политическое движение за права темнокожих «Черные пантеры» только набирало обороты. Так что довольно большой кусок публики в США получил то, что хотел — возможность на полтора часа забыть о проблемах в реальной жизни и окунуться в мир, где крутые черные чуваки надирают жопу коррумпированным копам, наркоторговцам и убийцам. И это — под сносящую всё и вся фанк-музыку.

Но обо всём по порядку.

Рождение

Наша история начинается в 60-х годах ХХ века. Эти годы были не только бурным временем для межрасовых отношений в Америке, но и для Голливуда. С растущей популярностью телевидения и быстрым падением популярности мюзиклов киноиндустрия истекала кровью и столкнулась с возможностью банкротства.

Партия чёрных пантер

Лозунги правозащитников стали раздаваться всё чаще. Голливуду стало невозможно игнорировать афроамериканское сообщество, а это дало черным режиссерам и актерам ifyc активно проникать в индустрию. И первым человеком, который поджег фитиль блэксплотейшна, стал Мелвин Ван Пиблс.

В 1971 году он на 500 тысяч долларов и за 9 дней написал сценарий, срежиссировал, снялся, спродюсировал и смонтировал фильм, который окупился в 30 раз. Это «Свит Свитбек: Песнь мерзавца».

https://youtu.be/h6igNakNn_Q

Главный герой, Свит Свитбек, на протяжении всего фильма убегает от копов после убийства одного из них. И, простите за спойлер… уходит! Никогда до этого в истории американского кино черному подозреваемому не удавалось избежать наказания, что поразило зрителей до глубины души. История была без начала и конца, что по-своему инновационно.

Главная цель Мелвина — вернуть чувство самоуважения черным братьям. Для этого и был снят фильм. Белые и националисты были в основном ошарашены. А вот «Черные пантеры» поддержали картину и заставляли своих участников ее посмотреть. Зрители обсуждали, революционный это фильм или просто наглая эксплуатация.

Лента стала настоящей сенсацией проката. Крутили ее только в двух кинотеатрах, но каждый сеанс был забит битком, многие ходили пересматривать кино по несколько раз. После такого старта остальные прокатчики решили также крутить этот фильм. Изрядно подрезав содержимое — они выкинули 9 минут откровенных сцен.

Это был самый громкий и независимый фильм того времени. Он доказал, что есть чернокожая аудитория, готовая без всякой боязни платить и развлекаться.

Дружба с крутыми парнями

Голливудские киноделы заметили, что фильмы про черных способны приносить доход. Они и поставили их на поток. Так появилась главная ласточка жанра — «Шафт» от Гордона Паркса.

Фильм писался под белого героя, но возрастающий интерес к чернокожим, их попытки самоутвердиться и выдвижение черных политиков повлияли на смещение акцентов.

Детектив Шафт стал воплощением дерзости, стиля и бесстрашия. В фильме было полно моментов, актуальных для черных — например сцена, когда герой не мог поймать такси.

Если откровенно, то по нынешним меркам «Шафт» смотрится устаревшим. У него очень медленный темп, практически нет экшена, а кроме самого героя, редких остроумных перепалок, отлично показанного Нью-Йорка и музла обратить внимание толком и не на что.

Ах да, о музыке. Ее написал Айзек Хейс, получил Оскар за главную тему, но это не главное его карьерное достижение. Главное — то, что он практически всем известен по роли Шефа из «Южного Парка».

Айзек Хейс

Своими сборами, превысившими бюджет в 12 раз, «Шафт» спас студию MGM от банкротства и окончательно показал, что блэксплотейшн прибылен. Фильм обрел настолько культовый статус, что обзавелся парой сиквелов и вольным продолжением с Сэмюэлем Л. Джексоном и Кристианом Бейлом.

Нам, наверное, понять такую истерию сложно. В статье на Look At Me была хорошая аналогия. Представьте, что в кинотеатрах и по ТВ стали в массовом порядке появляться фильмы об азербайджанцах и таджиках-супергероях. При этом фильмы мощно пичкают саундтреками с популярными азербайджанскими хитами. Получается? То-то и оно.

И тут как бабахнуло!

«Черный цезарь», «Черная клеопатра», «Черная мамочка, белая мамочка», «Сутенер»

В большинстве своем фильмы были об антигероях. Насильники, бандиты, сутенеры, наркоторговцы. И все они боролись с властью.

Другая значимая картина жанра — «Суперфлай». Тоже Гордона Паркса, но уже младшего. История наркодилера, который решил завязать с преступностью, но напоследок провернуть последнее крупное дельце, вышла в 1972.

Деньги на производство дали семья богатых дантистов и Гордон Паркс старший. Он и настоял на том, чтобы режиссером стал его сын.

Гордон Паркс младший

Стилистически фильм верен жанру. Показанный Гарлем мрачен, угрюм, его наполняют сплошь наркодилеры, гангстеры и злобные копы. Классный герой, следящий за модой, гармонично вписывался в суматошный мир. Костюмер Нэйт Адамс, сделавший всю одежду для фильма, вскоре открыл свой магазин по пошиву похожих шмоток и сколотил себе приличное состояние, а его бутик работает и процветает поныне.

При бюджете в 300 000 долларов, картина умудрилась заработать в прокате в 10 раз больше, обскакав по сборам «Шафта», на которого так равнялись создатели.

Через год Рон О’Нил снял сиквел «Суперфлай T.N.T.», который не снискал у публики успеха. А в начале 90-х продюсер франшизы Сиг Шор сделал третью и последнюю часть под названием «Возвращение Суперфлая», с левыми людьми в главных ролях. Совсем недавно вышел ремейк и… он кому-то нужен? Не, ну правда, мне интересно, кто-то его просил?

Своим фильмом Паркс просто хотел развлечь черного зрителя, показывая ему то, что увидеть в реальности он не смог бы. Это и погубило жанр.

Пороки юности

Блэксплотейшн смешивал в разных пропорциях одно и то же: деньги, наркоту, подворотни, кучу телочек у главного героя, коррупцию и нелепые наряды героев.

Фильмы впервые показали одержимость рабочего класса стилем. Зрители лучше всего запоминали одежду сутенеров и торгашей. Герои наряжались словно павлины. В итоге зрители переняли стиль и даже на премьеру так ходили — в больших шляпах с перьями, в шубах и с накидками. То, что не было особо стереотипным, позже таковым и стало.

До 1972 была агрессия, потом она перетекла в понты. Жилетки и куртки заменили шляпы и золотые цепи. Все хотели быть похожими на героев с экрана и породили много клише и штампов о черных. А то, что резко выделяло жанр, то и набило оскомину несколькими годами позже.

Руди Рей Мур

Но на первых порах проблему пафоса решали здоровой самоиронией. Так, стенд-ап комик Руди Рей Мур снялся в фильме «Долемайт». Именно он внес в кино одним из первых нелепые драки, которые позже перенял Джеки Чан, да еще и был праотцом рэпа.

Вообще, история у фильма веселая, я на ней подробнее остановлюсь. Мур в 50-е переехал в Калифорнию, записал там несколько синглов, но популярности не заработал. Чтобы не помереть с голоду, Мур устроился в магазин музыкальных пластинок. К нему постоянно заваливался алкаш и требовал денег. Руди — щедрая душа и никогда ему не отказывал, лишь просил рассказывать скабрезные тосты о неком городском герое Долемайте. 

Муру так понравились эти тосты, что он стал рассказывать их со сцены, пытаясь выделиться на фоне прочих стендаперов. Это помогло. Комик прославился, его синглы обрели популярность, а шоу собирали полные залы. Но Руди и этого было мало. Он решил идти в кино.

Блэксплотейшн как раз набрал обороты, так что выбирать стиль долго не пришлось. Руди вложил всё, что у него было: 100 000 долларов и завязку сюжета. Сценарии мужик писать не умел, так что обратился к своему другу Джерри Джонсу. Спустя два дня скрипт уже был готов — его и отдали режиссеру Д`Арвилю Мартину. Который до этого режиссером и не был.

Фильм снимали, не отходя далеко от дома Мура. С одного дубля — на пленку денег особо не было. Без профессиональных актеров — все вокруг были сплошь знакомые. Без толковой операторской работы — в отражениях окон можно было разглядеть чуть ли не всю съемочную группу, а микрофон маячил перед камерой половину хронометража.

Такой вот вышел фильм. А еще у него был сиквел — «Человек-торнадо», чей постер меня покорил.

Кризис среднего возраста и неопределенность

Далее блэксплотейшн стали смешивать с другими направлениями. Например, с фильмами про боевые искусства. Так появился «Джонс — Черный пояс» — пересказ на новый лад «Кулака ярости» с Брюсом Ли, где японскую школу бусидо заменили на мафию и драгдилеров.

Это динамичный боевик с абсурдными прыжками, отрицающими законы физики, нелепыми стойками и странными локациями для боя — чего только стоил поединок в мыльной пене.

А как вам смесь блэксплотейшна и ужасов? Так на свет родился «Блакула». Ужастик из него конечно так себе — ни моря крови, ни гнетущей атмосферы, ни обнаженки. Зато все играют плохо, ходят в пафосных костюмах и участвуют в бессмысленных музыкальных сценах.

Комбинировали жанр и с вестерном в «Боссе ниггер». В главной роли снялся бывший игрок в американский футбол Фред Уильямсон, он же был продюсером и сценаристом. У нас фильм получил популярность после того, как Илья Мэддисон упомянул его в одном из своих роликов. Так что не удивляйтесь 8.2 баллам на КиноПоиске — это больше результат форса, чем реальных заслуг.

Появилось направление жанра, в котором главный герой — женщина. И мстит она в основном всяким торговцам наркоты, от которой помирает близкий ей человек.

Благодаря этой ветке жанра, а в частности, фильмам «Крепкий кофеек» и «Фокси Браун», настоящей легендой стала Пэм Гриер. Скорее всего вы ее видели в «Джеки Браун» Квентина Тарантино. Как понимаете, в фильме она там оказалась не случайно. Персонажи Гриер были словно супергероинями. Ее образ — девчонка на грани, способная надрать зад. В этих фильмах она делала мужскую работу. Она привнесла феминизм и независимость в кино.

Но вот случился конец 70-х и блэксплотейшн стал загибаться. К 1976-77 выходящие релизы резко сократились. То, что выходило, было ширпотребом — вспомнить, например, «Черного самурая». В 1978 вышел всего один фильм жанра. В 1979 — еще один.

Он и поставил точку.

«Крестный отец диско» — дебютный фильм Кита Дэвида, звезды «Нечто», «Взвода» и… пятого сезона «Сообщества»В фильме он, впрочем, играет и близко не главную роль. Во главе балагана — наш знакомый Руди Рэй Мур.

Картина получила смешанные отзывы — критики приняли ее хорошо, но вот зрители преимущественно плевались. Но и те, и другие одинаково сильно хвалили саундтрек. И я присоединяюсь к этим похвалам — саунд настолько годный, что я его относительно часто переслушиваю.

И на этом всё. Но не совсем.

Смерть в пучинах самоиронии

В последующие десятилетия жанр возвращался к нам в виде безобидных оммажей («Последний дракон», «Я достану тебя, ублюдок») и вполне себе жирных таких пародий («Пути Тэнг», «Тайный брат», «Воины правосудия»).

Среди всей этой россыпи отмечу два наиболее достойных фильма.

«Горячий город» выпустили в 1996 — и это «Неудержимые» своего времени. Фред Уильямсон собрал под одним крылом всех звезд тех времен: Пэм Гриер, Рона О`Нила, Джима Брауна и себя любимого.

Никто не верил, что у Фреда получится, но он наскреб 4 миллиона долларов бюджета: первую половину заработал на фестивале, а вторую — достал в банке.

Фильм приняли хорошо, актеров заметили. Пэм Гриер даже попала в «Джеки Браун». А вот по сборам сложилось грустно — даже в ноль не вышли.

Вторая история с более счастливым финалом — в 2009 вышла пародия на весь жанр. «Черный динамит» — это идеальная входная точка для всех интересующихся. Да и вообще, это просто смешная комедия. Фильм не окупился, но приобрел культовый статус, получил свой мультсериал на Adult Swim, а в следующем году выйдет его сиквел.

Сейчас какой-то нездоровый интерес к паразитированию на жанре проявляет Sony Pictures. В этом году они выпустили «Гордую Мэри» — черную версию «Атомной блондинки» на минималках и «Суперфлай» — ремейк того самого фильма. Плюс, поговаривают, ремейк «Долемайта» не за горами. Фильмы у них пока получаются в высшей степени блеклые, так что особых надежд не возлагайте.

Ну а что в итоге? Блэксплотейшн прожил насыщенные пять лет жизни, после чего пропал с радаров. Но след в кинематографе остался. С «черных фильмов» начинали Ларри Коэн и Джек Хилл — они известны любителям фильмов Б-класса. Жанром вдохновились Квентин Тарантино, Спайк Ли и Джон Синглтон. На творчество Тупака повлияли фанк-саундтреки. Отголоски жанра мы сейчас видим в «Черной пантере» и «Люке Кейдже».

И конечно же, без блэксплотейшна мы бы не получили лучший фильм ужасов всех времен — «Лепрекон 5: Сосед».

Поехавший любитель редкой дичи. Не меньший любитель навязывать эту дичь остальным. Мемовед со стажем. Кстати, продам гараж.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *