Супермен (1978) — Пересмотр! #69 — Перетрение

В 1977 году вышли «Звездные войны», взорвали кинопрокат и стали этакой точкой невозврата для голливудского кино, коим мы его знаем сегодня. Но, разумеется, одной киноленты мало, чтобы мгновенно задать течение и переломить сознание людей, для которых престижный крупный кинематограф мог быть максимум исторической эпопеей, но никак не базироваться на новомодных фантазиях. Но, слава богу, на следующий год подлетел ещё один фильмец, успешно продолживший протаптывать сию тропу.

«Супермен» Ричарда Доннера – фильм абсолютно уникальный. Он очень длинный и медленный, в нём мало что происходит и сфокусироваться на его просмотре порой откровенно трудно. Но при этом, когда ты всё же доходишь до финальных титров, то чувствуешь исключительно позитивный заряд эмоций. Словно ты всё время внимательно следил за происходящим и был полностью вовлечен, а не ставил раз десять на паузу, лишь бы проверить ленту и сообщения «ВКонтакте».

Помните, я хвалил «Бэтмена» Тима Бёртона, что он показывает своего титульного супергероя с первых же минут, не ожидая конца первого часа, как «Халк» Энга Ли? Так вот, Супермен в своей традиционной одежке тут тоже появляется лишь к 50-ой минуте. Но здесь это не плохо, так как до этого нам довольно подробно и обильно дают предыстория.

После крутых, но утомительно длинных титров под великолепную главную тему Джона Уильямса мы попадаем на планету Криптон, на поверхности которой будто бы ничего нет – лишь белые уступы. Потом мы видем отца главного героя, Джор-Эла (Марлон Брандо), работающего в суде и отправляющего в Фантомную Зону злодеев сиквела. Затем идёт его конфликт с другими жителями планеты, не верящими, что скоро их планете придет конец. В надежде спасти хотя бы своего потомка он отправляет годовалого ребенка в кристальной капсуле на нашу планету.

Та спустя три года падает в поля рядом с проезжавшей семьей фермеров Кентов. Увидев уникальность дитя, они, всегда желавшие иметь ребенка, сразу же приютили его. Пацан рос нормально, хоть и не особо общительным. Позже он понял, что пришло время найти себя в этом мире. Он оказывается в Крепости Уединения, где проводит двенадцать лет, обучаясь огромному запасу знаний с родной планеты, и наконец выходит в мир.

Стараясь не ударяться в спойлеры, я сейчас пересказал все эти пятьдесят минут. Если их вырезать и назвать оставшееся отдельным фильмом, то все равно вышло бы нормально. Но, конечно, картина сильно потеряла бы в шарме. Не было бы и Марлона Брандо с белоснежной прической, и юного Кларка Кента (Джефф Ист) в клетчатой рубашке, которую потом будут одевать другие версии Супермена в «Тайнах Смолвилля» и свежевышедшей «Лиге Справедливости».

Сейчас «Супермен» больше воспринимается не как полноценная лента, а скорее сборник культовых сцен. Тут вам и перегонки с поездом, и нежно-трогательная погибель важного второстепенного персонажа, и первое явление Супермена миру со спасением вертолета. Можно перечислять и дальше – то, что таких сцен реально много, очень радует. Как минимум из-за них, да и просто ради исторического интереса, «Супермена» стоит посмотреть.

Впрочем, не все сцены таковы. В ленте есть две очень странные нарезки с закадровыми монологами Брандо. Первая происходит, пока Супермен летит до Земли, вторая знаменует собой обучение Кента в Крепости. Их описать так же сложно, как и понять, в чём общий смысл того, что говорят за кадром. В зрителя просто кидают случайными словами в надежде, что это прозвучит достаточно умно и круто. Пушки Чехова? Не, не слышали.

Когда наконец-то лента начинает свое основное действо, происходящее по большей части расслаивается на две части. В первой мы видим устраивающегося на работу в газету Дэйли Планет Кларка Кента (Кристофер Риф), его отношения с другими людьми в издательстве и с лихой репортершей Лоис Лейн (Марго Киддер) в частности и одновременно его первые дни активности как Супермена. Во второй мы следим за эксцентричным миллиардером Лексом Лютором (Джин Хэкмен), его приспешниками и неординарным планом по выручке огромного количества денег. Лишь под конец, и то достаточно неловко, эти две части склеиваются.

Первая часть преимущественно очень хороша. Хватает своих нелепостей и неловкостей – особенно когда Риф играет Кларка Кента – но в супергеройском обличии он невероятен. Обворожительная улыбка, мощнейшая доброжелательность и уместное использование статистических данных делает его крайне милым и располагающим к себе.

А вот часть со злодеями вышла более спорной. Интерьеры имения Лютера вызывают крайнее уважение к тем, кто строил площадку, но вот происходит на ней черти что. Джин Хэкмен в роли Лекса вполне хорош, и будь он тут один или только с подручной-женщиной, это было бы вполне сносно. Но есть ещё его абсолютно тупой помощник Отис (Нед Битти). Понятно, что он персонаж комедийно-разгрузочный, прежде всего нужный для подчеркивания интеллекта Лютора. Но вся проблема в том, что он больше раздражает, чем веселит. Хотя стоит признать, что благодаря ему в картине есть пара очень удачных шуток. Да и сам план Лютора хоть и кажется нелепым, но зато он весьма нетривиален и близко не походит на типичный захват мира.

Вот мы и пришли к концу и очень, очень спорному решению сценаристов, когда Супермен, ради спасения всех людей, летит в космос и делает, что счёл нужным. Хотя не то что здравый смысл зрителей, даже голос Марлона Брандо его от этого отговаривает. Но, знаете, для меня это сработало. Тут идеально идет кульминация разрешения ситуации в драматическом плане для столь всесильного героя. Все-таки это кино в определенном смысле очень дорогая для своего времени медитативная фантазия, почти что сказка.

И если воспринимать «Супермена» так, от него очень даже можно получить удовольствие. Он устарел, сосредоточится на его просмотре сложно, но в конце ты наполняешься таким чувством вдохновения и радости, что жалеть о просмотре не приходится ни разу.

7 из 10