Я хочу быть умным! или скромное обаяние псевдоинтеллектуальности — Перетрение

Хотя светлое социалистическое будущее так и не наступило, все равны как никогда ранее. А причина проста – общее информационное поле.

Теперь неважно, ешь ты на обед полуфабрикат из кишок или стейк из мраморной говядины, неважно, можешь ли ты позволить себе домашний кинотеатр с по-прежнему бесполезным, но круто смотрящимся изогнутым экраном или довольствуешься просмотром кинофильмов на стареньком 14-дюймовом экране ноутбука – всем наплевать. Это никак не формирует твою онлайн-идентичность. Ну разве что фотографии в Instagram в первом случае можно выкладывать более фешенебельные. Но в итоге твоя личность в цифровом её воплощении сводится до стандартного профиля во Вконтакте, да ника в мессенджере. Потому капиталистические ценности постепенно отходят на второй план.

Что вдруг оказалось важным – это способность мыслить. Информационный бум внезапно создал поколение сапиосексуалов. Внешний вид можно поправить – псевдохайповый шмот из Алишечки, бюджетный абонемент в фитнес-центр по купону да парочка походов в салон – и ты уже как минимум терпим. Прокачать интеллект же куда сложнее. Сложно – но важно. Без интеллектуальный феромонов теперь никуда. Пусть миллениалы медленно убивают секс, они продолжают всё более интенсивно трахать мозг. Но вот проблемка – лёгких путей тут нет. Нет какого-то простого рецепта, как стать умнее. Да, можно говорить про образование, чтение книжек, прохождение курсов – но это вовсе не дорожки к интеллектуальном развитию. Это кирпичи, из которых медленно формируются эти дорожки. Но мы же хотим всё и сразу, здесь и сейчас.

Потому есть простой выход – можно не становиться умнее, а почувствовать это лёгкое эфемерное ощущение интеллектуальной атмосферы, которое обманчиво заставляет думать, что, возможно, от соприкосновения с ней твой IQ вырос на пару делений. А может он уже и был достаточно высоким, хм? Псевдоинтеллектуальная культура (а у нас всё-таки журнал о культуре, давайте на ней и сосредоточимся) даёт простые инструменты для того, чтобы собой гордиться, но будьте с ней осторожнее, ведь она – это самый настоящий паразит.

Псевдоинтеллектуальную культуру можно разделить на два подтипа:

1) Произведения, которые достаточно просты по своей сути и не имеют глубинного подтекста, но которые пытаются создать атмосферу интеллектуальной насыщенности. То есть, например, сериал или фильм кажется тебе умным, но ты почему-то запросто его понимаешь, отчего чувствуешь себя удовлетворённым. А на деле произведение просто притворялось чем-то большим.

Похожее изображение

2) Произведения, которые настолько переусложнены, что понять, что в них творится, невозможно. Переусложнены они, как правило, искусственно, непреднамеренно или, как это ещё бывает, наугад («а давайте вставим просто так христианскую символику в Evangelion», ну и всё в таком духе). Тут идёт обратный эффект. После просмотра зритель думает, что произведение является достаточно высокоинтеллектуальным, а потому он не смог его понять. Но чувствует он себя лучше, потому что прикасаясь к подобным вещам он вроде как становится умнее. Но на деле, конечно, нет. Скорее всего, авторы или просто не смогли связно выстроить повествование, или намеренно хотели запутать зрителей/читаталей/слушателей.

Проблема с псевдоинтеллектуальной культурой примерно такая же, как и с гомеопатией. Нет вообще ничего вредного в употреблении сахарных шариков. Вредно лишь то, что параллельно с ними не употребляются нормальные одобренные наукой лекарства. Потребитель псевдоинтеллектуальной культуры же, довольствуется тем, что есть. Ему важно ощущение, а не содержание. Он готов с пеной у рта доказывать, что «Рик и Морти» – это умнейшее шоу для взрослых, но ни одного «умного» момента назвать он не сможет, а его любимой серией всё равно будет Pickle Rick; он радостно приводит в пример отсылки к реальной науке в «Теории большого взрыва», но что делать с тем фактом, что эти отсылки в серии просто проговорили, но больше никак не использовали, он не понимает; он с увлечением смотрит каждую лекцию, где Докинз вновь аргументирует невозможность существования бога, хотя является атеистом уже лет 15-20.

Казалось бы, ну и что такого? Ведь с такими людьми можно просто не общаться. Ну или общаться, но не о культуре. Но проблема как раз заключается далеко не в отдельных людях, а в глобальном эффекте. Представьте, если бы большинство людей предпочитало покупать гомеопатические препараты. Спрос рождает предложение – и вот, кассу и кудос от критиков собирают простенькие фильмы (сериалы, книги, что угодно), которые нацепили метафорическое пенсне и надели отутюженный пиджак, хотя не закончили даже третьего класса начальной школы.

Но этого достаточно. Массы выдыхают. «Всё-таки, не мертва ещё массовая культура, не «Транформерами» едиными». Происходит инфляция понятия «интеллектуальный». В итоге новой «Космической одиссеей 2001 года» провозглашают «Бегущего по левию 2049», хотя, если вдуматься, ума там гораздо меньше чем в каком-нибудь «Бэтмен против Супермена».

Да и раньше было не лучше 🙂

И чем дальше в лес, тем больше притворяющихся интеллектуальным продуктом полуфабрикатов мы будем получать, тем больше нам придётся мириться с тем, что именно такие произведения будут формировать культурный фон, задавать ориентиры. Будет создаваться едва осязаемое ощущение, что раз это – «умная» культура, то и общая планка несколько занижена. Это как если бы марафонскую дистанцию сократили вдвое. Как это скажется на следующем поколении бегунов?

Что же делать? Всё очень просто. Исключить понятие «умная/интеллектуальная культура» в контексте художественных произведений как вредное и даже опасное для общества. Если вы смотрите художественные произведения для того чтобы стать «умнее» или, ещё хуже, выбираете/оцениваете их на основании того, насколько «умными» они кажутся, вы движетесь не в том направлении. Вам должно быть абсолютно плевать на это. Наслаждайтесь тем, что доставляет вам удовольствие. Если вы хотите прогрессировать с интеллектуальной точки зрения, то вы не смотрите пачками художественные фильмы. Вы ставите перед собой конкретные задачи по устранению недостатка знаний по той или иной теме – и решаете их. Ну а если в «поглощаемом» вами произведении вдруг окажутся, помимо прочего какие-то интересные мысли – ну что же, отлично, приятный бонус. Только не позволяйте им определять это произведение.