На игле (1996) — Пересмотр! #45 — Перетрение

Если зайти на Кинопоиск и посмотреть описание фильма «На игле», то там будет написан легендарный монолог главного героя. Он очень крутой, бросающий вызов обществу и… в нём ни слова о сюжете. Пересматривая фильм 5 лет спустя, я очень смутно помнил, что в нём вообще происходило.

Марк Рэнтон (Юэн МакГрегор) – героиновый наркоман. Как бы он не ценил весь тот кайф, что получает от наркотика, но мысль бросить всё же иногда приходит в голову. Да только как тут завяжешь, когда вокруг в основном лишь больные на голову приятели, и все вы шотландцы – представители нации, которую захватили жалкие бриташки. Собственно, фильм не просто рассказывает историю того, как он то возвращается к наркотикам, то снова бросает. Для ленты первоочередной задачей стоит показать мир Рэнтона, его окружение и ощущения.

С последней задачей «На игле» справляется превосходно. Пропитанные безнадегой диалоги и грубый, по-хорошему злой юмор делают своё дело. Особенно последнее видно в диалоге, где обсуждаются причины смерти одного из героев. Чтобы додуматься до того, что там происходит, нужно быть по меньшей мере безумным гением.

Но это могло быть и в книге Ирвина Уэлша, которую я, к сожалению, всё ещё не читал. А вот в чем выигрывает конкретно фильм, так это в своих немногочисленных и минималистичных, но крайне эффектных сюрреалистичных сценах, происходящих с Рентоном при принятии героина или ломки. Если вы не смотрели фильм, но заинтересованы в нём, то с моей стороны было бы кощунством их описывать. Такое лучше раз увидеть, без вопросов.

Хотя это лишь второй полнометражный режиссерский опыт Дэнни Бойла, но многие вам скажут, что это его лучший фильм. Сам я к ним присоединится не могу хотя бы из-за того, что не видел больше половины его лент, но прекрасно понимаю этих людей. Картина сделана так мастерски и уверенно, что любые вопросы о том, есть ли у режиссера достаточно опыта, отпадают. Даже при на удивление низком бюджете в полтора миллиона фунтов стерлингов он и актеров замечательных задействовал, и превосходно песни подобрал. Одна открывающая сцена под Lust for Life Игги Попа дорого стоит, а уж Perfect Day Лу Рида здесь использована не иначе как идеально.

Я был крайне удивлен, когда узнал, что Келли Макдональд, сыгравшая девушку поневоле главного героя, также исполняла главную женскую роль в не столь давно поразившей меня «Девушки из кафе». Эти две героини такие разные, что если бы не интернет, мне бы и в голову не пришло, что это один и тот же человек.

Но одна вещь меня всё же насторожила. Вот бывает кино вроде «Пса-призрака: Путь самурая» Джима Джармуша, где формально есть сюжет, но акцент сделан на атмосфере и всяких мелочах, и есть… нормальные фильмы, где история прежде всего. «На игле» же находится где-то между ними, поначалу больше симпатизируя первому примеру, но ближе к концу становится полностью сюжетно-ориентированной. Проблема как раз в том, что в таких переменах не чувствуется должного баланса, и это мешает воспринимать кино как цельное произведение.

Тем не менее, это всё ещё очень хороший фильм, который стоит попробовать в том числе и тем, кто не особо заинтересован в контркультурном искусстве. Даже если вы, как и я, не насладитесь фильмом по максимуму, то хоть сможете оценить весь тот труд, что был вложен в «На игле» от всех, кто над ним работал.

8 из 10