Скелеты в шкафу: фильмография Пола Бартела — Перетрение

Пол Бартел – американский режиссер и сценарист, один из протеже Роджера Кормана и просто интересный режиссер со своим взглядом на жизнь. Ему не были чужды как съемки чёрных комедий, так и эксплотейшна и пародий. Вот это многообразие и изучим.

Части тела (1972)

Шерил поссорилась с соседкой и свалила в отель, который принадлежит её тетушке. Но постояльцы, на пару с самой тетей, там весьма странные. И тут объявляется загадочный убийца, которым может быть кто угодно. Героиня начинает своё расследование…

По ощущениям от просмотра происходящее напоминает «Психо» (сильно) и «Красный отель» (чуть менее сильно). Но, в отличие от них, происходящее на экране не столь ярко и выразительно. Исключение – одна крайне жуткая сцена с извращенцем, резиновой куклой и кровью. Что конкретно там происходит – это тема для отдельного материала с пометкой 18+.

Вообще, боюсь показаться диванным аналитиком, но предположу, что тема скелетов в шкафу стала краеугольным камнем в творчестве Бартела. Но далеко не всегда ему удается хорошо преподнести посыл.

Например, какая мораль стоит за этим фильмом? Да черт его знает. Наверное, что девушки падки на всяких извращенных мразей. За фильм, на самом деле, обидно, потому что детективная линия быстро сошла на нет, героиня превратилась из просто достаточно недальновидной в полную дуру, а с чёрным юмором вышло вяленько. Но я совру, если скажу, что смотреть было скучно. Динамика у картины выдержана хорошо, а небольшая продолжительность является хорошим бонусом.

5,5 литров крови из 10


Смертельные гонки 2000 года (1975)

Добро пожаловать на двадцатую трансконтинентальную смертельную гонку, товарищи! Сегодня пять совершенно отбитых команд посоревнуются в том, сколько очков наберут, сшибая женщин, детей и старперов! И помните – неподалеку есть дом престарелых, где выставили ради гуманности инвалидов – а это халявные 700 очков!

Видно, что всё кино затевалось сугубо ради сцен погонь – безумных, безжалостных, едко-ироничных и, порой, безразмерно тупых. В этих эпизодах фильм проявляет себя во всей красе и мы получаем смесь из эдакого «Безумного Макса» и Carmageddon. Последний, собственно, и вдохновлялся творением Бартела.

А, не, вру, ещё ради персонажей. Есть пять команд, по два человека в каждой. Характеризовать буду по именам актеров, для удобства. Дэвид Кэрредин, он же Франкенштейн, собранный по частям швейцарскими докторами из-за многочисленных аварий (звучит это круче, чем выглядит) плюс его напарница; поехавший гангстер Сильвестр Сталлоне; чертовски обаятельная Мэри Воронов, которой я уже восхищался как-то – это наши титульные герои.

А еще не забываем про команду фашиков и команду древних римлян, кучу второстепенных персонажей (особенно хорош комментатор гонок) и сопротивленцев.  Все милахи, все переигрывают, все смешные. Сталлоне так и вовсе выдает эпичные фразочки каждые пять минут, хоть сейчас разбирай на цитаты.

Пожурить, по-хорошему, ленту есть за что. Вопиющая нелепость сценария (Фрэнки, как ты добился в конце того, чего добился?). Регулярные ляпы (Фрэнки, что ты делаешь, почему ты снял маску, а через пять секунд опять в ней, прекрати!). Неубедительность происходящего в целом, объяснимая низким бюджетом (Фрэнки, почему у тебя такой смешной костюм, ты что, Бэтмена слишком много читал в детстве?). Досадные допущения (Фрэнки, почему тебе так просто спустили с рук убийство священника? Система что, убивает саму себя?). Эти вещи картину не красят.

Но то безудержное чувство драйва, жестокости и, самое главное, веселья, эти недостатки заглушают только так.

7 сбитых детишек из 10


Страсть в пыли (1985)

Рози на пару с отважным Эйблом держат путь в маленький городок в Нью-Мексико. Она – ради возможности стать знаменитой певицей, он…его мотивы вообще весьма мутные. Прибыв в поселение, герои узнают, что всех охватила золотая лихорадка. И тут начинается безумный круговорот из любовных многоугольников, интриг, скрытых мотивов и перестрелок…

А вот от этой ленты я ничего не ждал. Плохие отзывы критиков, невразумительный синопсис и даже отсутствие нормального рипа на торрентах не вызывали никакого желания посмотреть. Был лишь один фактор, из-за которого я таки сделал это – в главной роли Дивайн. Да, та самая… тот самый… то самое …в общем, это было в «Розовом Фламинго».

И вот что поразительно – фильм вышел вполне занятный. Феерически абсурдные персонажи, вроде похотливой Рози, ковбоя, которому приглянулась старуха-проститутка и многих других, завораживают и отторгают одновременно. Особенно запомнилась толерантная банда разбойников, состоящая из белого, черного, мексиканца, азиата и карлика.

А больше отметить и нечего. Разве что несколько удачных диалогов смогли рассмешить. Это простенький приключенческий вестерн с идиотской интригой, основанный на, простите, задницах. Тем и цепляет.

6 спрятанных кладов из 10


Что-то еще достойно внимания?

А вот трудно сказать, уж очень у него неровно с фильмографией. Есть жемчужина черной комедии «Поедая Рауля», про которую я как-то писал. Есть вторичные «Гонки пушечное ядро» (зато там Мартин Скорсезе снимался). Есть несколько комедий, переводом которых в России никто не занимался. Думается, справедливо. Ко всему прочему, Пол Бартел снимал отдельные эпизоды к ряду сериалов (тоже никому уже не нужных) и снимался во второстепенных ролях в отличных фильмах (например, в «Подозрительных лицах»).

Сейчас, к сожалению, его уже нет в живых, но творчество его всё еще любят и помнят, а наследие появляется до сих пор. Недавно вышедшая «Смертельная гонка 2050» тому доказательство.

Рылся в мусорной корзине

Поехавший любитель редкой дичи. Не меньший любитель навязывать эту дичь остальным. Мемовед со стажем. Кстати, продам гараж.