Знаете, мир эксплуатационных фильмов – интересная штука. Как и во всяком направлении кино, у него есть свои ответвления, жизнь которых зависела от множества факторов. Многие поджанры зажигались и погасали за считанные годы, редкие везунчики держались дольше полутора десятка лет. Так, WIP был на пике около 18 лет, мондо  – 15 лет, фильмы про байкеров – 10, блексплотейшн – 8 лет. Но был один поджанр, проживший всего полгода. Имя ему – Roller Derby Cinema.

С чего всё начиналось

Для начала давайте разберемся, что же это за штука такая – роллер-дерби. Это вид спорта, ставший популярным в начале 70-х, но зародившийся еще во времена Великой Депрессии. Так как автор этих строк не большой фанат спортивных мероприятий и даже в правилах футбола не особо шарит, стоит заранее отметить, что описания правил ждать не стоит.

Как выглядит вся эта движуха со стороны? Ну, куча миловидных девушек (иногда и парней) катается по кругу на роликовых коньках и толкается. Спорт этот был больше забавой молодого поколения – средний возраст игроков находился в диапазоне от 15 до 25 лет. А кто больше всего в кино ходить любит? Правильно, аудитория в возрасте от 15 до 25 лет!

Так что долго тянуть не пришлось, и уже в 1972 молодой режиссер-документалист Роберт Кейлор снял фильм «Дерби». Это был эдакий срез мира профессионального роллер-дерби. И хотя у него были все шансы сделать упор на постоянные падения спортсменов, их травмы и прочие экстремальные вещи, он решил больше времени посвятить тому, как проходили тренировки.

По сюжету, молодой человек, живущий в городке Дейтон, мечтает бросить свою скучную, но стабильную на фабрике, и стать профессиональным спортсменом, но на пути его будут ждать скандалы, интриги и подковерные игры.

Сенсация Канзас-сити

Далее подсуетились MGM. Летом того же года они выдали ленту «Сенсация Канзас-сити» с Рэкел Уэлч. Вы не поверите, но фильм тоже повествует о внутренней стороне спорта. Главной героиней является амбициозная Дайан Карр. Она покинула бывшую команду в Канзасе, перебралась в Портленд и начала завоевывать его. Но, сами понимаете, проблемы, проблемы подстерегают ее с каждой стороны.

Рэкел в то время имела культовый статус среди молодежи и персонаж в какой-то степени писался сразу под нее. Однако конечный результат резко отличается от первоначального сценария Бэрри Сэндлера, чей настрой был близок к «Полуночному ковбою», но в процессе перехода от студии к студии опопсел и многое растерял (впрочем, основной мотив того, что жизнь героини словно круг в роллер-дерби, остался). Фильм собирался выходить на Warner Bros., потом на United Artist, но финансирование нашел лишь у MGM. Почему так вышло? О, да просто один из руководителей студии в этот момент крутил роман с Рэкел.

Перед съемками Уэлч каждый день самостоятельно практиковалась на роликовых коньках, да так усердно, что даже сломала запястье. Однажды она заявилась на съемку с многочисленными синяками, рассеченной губой, опухшим лицом и расшибленными коленями. Представители студии даже перепугались, решив, что ее избили.

Но в итоге всё сложилось как нельзя лучше. Все были довольны, фильм очень хорошо прошел в прокате и собрал умеренно-положительные отзывы. А главное, он вдохновил нашего старого знакомого, Роджера Кормана.

Порочные ролики

Корман узнал, что у MGM были большие планы на август. К тому же, после просмотра «Сенсации Канзас-сити» он предрек волну новых лент про роллер-дерби. Таким образом, он смог собрать по-быстрому команду для съемок дешевого подражателя под названием «Порочные ролики».

Карен наскучила ее серая работа на консервном заводе, так что она оперативно ее покинула, дабы стать игроком в роллер-дерби. Она встречает сопротивление от других игроков, особенно Микки, нынешней звезды команды. Карен доказывает, что не лыком шита, но отказывается быть командным игроком. Своим упорством она навлекает на себя гнев завистливых членов команды и высшее руководство.

Мэри Честертон работала секретарем в Playboy, потом добилась фотосессии в журнале и сменила имя на Клаудию Дженнингс. С тех пор ее стали часто звать в эксплуатационные картины. Так Клаудия и попала на главную роль в «Порочных роликах». И там она была на своем месте. Может, фильм и вышел проходным, но Дженнингс была его украшением и видно было, что она отрывалась на съемках на полную.

Как и во многих других фильмах, к которым был причастен Корман, «Порочные ролики» отличаются завидной динамикой и смелостью, а операторская работа была столь хороша, что отдельные кадры позже использовались в других лентах короля эксплотейшна. К тому же, лента здорово подсобила карьере Клаудии. Жаль лишь, что прожила она недолго и в 1979 погибла в автокатастрофе.

Чем всё закончилось

Это был краткий промежуток времени, но уже за те полгода аудитория наелась данным поджанром экспло. Корман не то что бы был очень доволен сборами своей ленты и решил не тратить время и деньги на них. Остальные тоже посмотрели на падение энтузиазма к, казалось бы, потенциально прибыльному жанру, пожали плечами и ушли делать другие фильмы.

Рэкел Уэлч и Клаудия Дженнингс еще оставались знаменитостями продолжительное количество времени, вместе снимались для обложек журналов, давали интервью и продолжали сниматься в экспло. Сама же спортивная дисциплина стала более нишевой. Но ее хотят добавить в перечень дисциплин на олимпийских играх в 2020 года, а это говорит о том, что еще не все потеряно.

В 1975 про жанр снова вспомнили, на этот раз мейнстримовый кинематограф. Норман Джуисон снял «Роллерболл», бравший концепцию роллер-дерби и доработавший ее напильником. По сюжету у нас тут 2018 год и роллерболл – гладиаторская версия роллер-дерби, на пике популярности. Так что еще годик и мы сможем воочию это увидеть, вот подождите.

Что еще интересно – в 2002 вышел позорнейший ремейк этой ленты с Жаном Рено. От кого, как вы думаете? От режиссера «Крепкого Орешка» и «Хищника», конечно же! Три процента на Rotten Tomatoes и феерический провал в прокате поставил жирный крест на возрождении жанра. Ну, практически поставил.

В 2009 вышел в прокат «Катись!» — экранизация новеллы Шоны Кросс. В главной роли была не абы кто, а на тот момент восходящая звезда Эллен Пейдж. В режиссерском кресле сидела, в свою очередь, Дрю Берримор.

В этой картине роллер-дерби показан таким, каким он был в 50-60-е годы – не столько спортом, сколько эдаким пышным зрелищем для неприхотливой публики. Но для аутентичности добавлено множество деталей, характерных для современности: показана первая лига Texas Roller Derby, актуальные тактики, определенная публика, приходящая на матчи, и так далее. Жаль лишь, что публика всего этого не оценила – фильм по сборам вышел хорошо если в ноль, прибыли же он точно не принес.

С начала нулевых не только жанр претерпел значительные изменения, но и сама дисциплина: стали запрещены толчки в спину и вообще использование рук для удержания и блокировки противниц, скорость на треке теперь не такая высокая, а покатый трек стал плоским.

Тем не менее, дерби остается жестким видом спорта до сих пор – следовательно, и для очередной картины, эксплуатирующей данную тематику, место всегда найдется.

Источники:

[authorbox authorid=»3″ title=»Изучал жанр»]

P.S. Отдельная благодарность Жанне Юрьевой за помощь в том, чтобы статья не содержала вопиющих фактических ошибок.

Поехавший любитель редкой дичи. Не меньший любитель навязывать эту дичь остальным. Мемовед со стажем. Кстати, продам гараж.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *