Гид по… творчеству Hanna-Barbera. Часть 3 — Перетрение

В августе 1937 года новая мультипликационная студия MGM была официально открыта. Ответственным за эту многообещающую студию стал опрятно одетый, добродушный 51-летний бизнесмен Фред Куимби. Его опыт работы в кинобизнесе составлял уже не один десяток лет. Он работал в Pathe до 1923-го и Fox Studios до 1926-го, а после этого присоединился к составу MGM в качестве главы отдела продаж и дистрибуции. После многих лет выдающейся работы, руководство студии поставило его главой, собственно, мультипликационной студии.

С самого начала была проделана серьезная работа по набору лучших специалистов в своем деле из различных небольших студий, таких как Harman-Ising, Columbia Pictures, TerryToons, Warner Bros. и Leon Schlesinger Productions.

Джо Барбера был поставлен на должность аниматора и сценариста. Но за день до своего прибытия еще один талантливый человек попал под волну набора сотрудников. Этим аниматором был Уильям Ханна.

Для Уилла первый день прибытия на студию стал словно отдушиной. Множество знакомых лиц и новых единомышленников. Но радость продлилась недолго. Фред как руководитель был бесконечно далек от понимания принципов работы анимации, и хотя он небезразлично относился к работе коллег, но на творческий подход к работе он точно никак не мотивировал.

После того, как MGM приобрели права на комикс «The Katzenjammer Kids», Куимби поставил Уилла у руля производства мультфильмов по этой серии комиксов. Это была его вторая попытка в режиссуре. Помогал в деле Фриц Фреленг, опытный режиссер из Warner Bros., работавший над Looney Tunes, и Боб Аллен. В это подразделение затесался и Джо, чей талант и идеи растрачивались впустую среди прочих аниматоров, трудившихся над серией. Но в итоге «Captain and the Kids» (именно на это заменили оригинальное название) увидел свет в 1938.

Уилл имел нехорошие опасения касательно адаптации этой истории в анимационную форму. Студия считала, что популярность комикса и его публикация в газетах поможет мультфильму стать популярным. Как и первоисточник, сериал рассказывал о злоключениях семьи немецких иммигрантов – Капитане, который с трудом говорил по-английски, его жены и двух невыносимых детях, Гансе и Фрице. Первоначально короткометражки планировалось делать полностью в цвете, но ради экономии бюджета было принято решение сделать их черно-белыми. Только парочка из 15 серий была выполнена в Technicolor.

Второго апреля 1938 года вторая по счету серия (и первая за авторством Уилла), «Blue Monday», попала в кинотеатры. Как и последующие мультфильмы этой франшизы, «Blue Monday» получил неоднозначные отзывы как критиков, так и зрителей.

После завершения двух последующих серий, 28-летний аниматор понял, что ему нужно создать таких персонажей, которые вышли бы на качественно новый уровень. И не важно, самому, или с партнером, который смог бы компенсировать слабые стороны Уилла. Но студия была переполнена талантливыми аниматорами, так что работать именно с Джозефом Барберой шанс был не самый большой. Но тут вмешалась судьба.

Джо тем временем продолжал работу над злосчастными мультфильмами о Капитане, которые он презирал всей душой. В конце 1937 года он погрузился в апатию из-за раздельного проживания с Дороти и уже подумывал возвращаться домой, но она его отговорила, решив наоборот, приехать к Джо и начать жить вместе, несмотря на все разногласия. Продлилось это всего месяц, после чего они уже подумывали разойтись обратно, но тут Дороти известила, что беременна.

Тем временем Куимби доложил аниматорам, что «Captain and the Kids» проваливается по всем фронтам. Так что, несмотря на мощный потенциал, по итогу вышел провал. Дабы не растратить деньги и репутацию впустую, Куимби прикрыл серию летом 1938-го, а Фриц Фреленг вернулся в Warner Bros.

Примерно в эту же пору Гарри Хершфилд, штатный колумнист газеты, был приглашен на должность главы мультипликационного отдела для адаптации его самого известного комикса «Abie the Agent». Прибытие Гарри не добавило уверенности сотрудникам студии в завтрашнем дне, так как в способности Хершфилда руководить процессом веры не было из-за того, что он не имел ни малейшего опыта в анимации.

Ситуация пошла под откос. Через непродолжительно время Хершфилда сместили с должности от греха подальше, а между аниматорами проходили мелкие междоусобицы. Дошло до того, что команда разбилась на два условных лагеря – Северян и Южан.

Вытащить студию из пропасти были призваны наши старые знакомые – Харман и Изинг, старые боссы Уилла. Они взяли контроль над студией в свои руки, находясь при этом под чутким надзором Фреда Куимби. Впоследствии руководство пригласило другого художника из газеты по имени Милт Гросс, для того, чтобы он вдохнул жизнь в Captain and the Kids и создал еще одну серию короткометражек. Гросс был создателем популярной серии «Phool Phan Phables», создавший в 1918 немой мультфильм по мотивам этого комикса.

Но в итоге и с Милтом вышла промашка, он повторил судьбу Хершфилда. Но не из-за своей некомпетентности, а из-за того, что они повздорили с Куимби на счет уже сделанных для студии мультфильмов, «Jitterbug Follies» и «Wanted: No Master». Фред посчитал их излишне вульгарными и уволил Милта.

В начала января 1939-го года Вайолет, жена Уильяма Ханны, родила первенца, которого нарекли Дэвидом (забегая вперед – через три года она родит дочку по имени Бонни).

Уилл и Джо в конечном итоге согласились работать с Харманом и Изингом в отделении сценаристов. В августе 1939-го их сделали частью одного из отделов, которым поручили создание нового мультфильма, с созданными с нуля персонажами, так как предыдущий опыт экранизаций, как мы помним, вышел плачевным.

Была выдвинута идея показать на экране противостояние персонажей, чей конфликт между собой был бы заложен самой природой. Так, выдвигался вариант противостояния птички и кота, но позже создатели пришли к оптимальному, хотя и не самому оригинальному варианту – кошке и мышке. Ну, вы поняли, о чем пойдет дальше речь.

Том первоначально был вовсе даже не Томом, а… Джаспером. И ловил он не Джерри, а Джинкса. Позже Ханна и Барбера провели конкурс внутри студии, чтобы дать паре новое имя, вытащив предложенные имена из шляпы; аниматор Джон Карр выиграл 50 долларов за предложение назвать парочку Томом и Джерри.

Внешний вид Тома значительно менялся на протяжении многих лет. В первой серии, созданной всего за два месяца, Том был очень лохматым, морщинистым, но позже он стал… более «лаконичным», что ли. Ничего лишнего, всё упрощено, но не настолько, как в дальнейшем, когда мультфильм пошел под урезание бюджета. Кроме того, он также выглядел более реалистичным котом на ранней стадии; эволюционируя от своего четвероногого начала, Том становится все более двуногим. В отличие от этого, дизайн Джерри оставался по существу тем же на протяжении всего цикла. К середине 1940-х годов, серия была поставлена на поток благодаря более быстрой, более энергичной работе Текса Эйвери, который присоединился к студии в 1942 году.

И хотя тема короткометражек практически одинакова — кошка гоняется за мышью — Ханна и Барбера нашли бесконечные вариации на эту тему. Тринадцать серий были номинированы на премию Оскар за лучший короткометражный мультфильм, а семь из них одержали победу. «Том и Джерри» выиграл больше наград Академии, чем любой другой мультсериал.

Тут наше повествование начинает резко набирать обороты, ведь приключениями кота и мыши дело не ограничилось.

Продолжение следует..

Гид по… творчеству Hanna-Barbera. Часть 1

Гид по… творчеству Hanna-Barbera. Часть 2

Персоналию изучал

Поехавший любитель редкой дичи. Не меньший любитель навязывать эту дичь остальным. Мемовед со стажем. Кстати, продам гараж.