15 лет – это пугающе большой промежуток времени, за который мир успел измениться до неузнаваемости. Изменились технологии, изменились стандарты восприятия вещей – изменились мы. Что осталось в вас из того, что было неотъемлемой частью вашего характера полтора десятка лет назад, наш средний читатель 18-30 лет (если верить статистике)? Конечно, какие-то определяющие моменты, заложенные на ранних этапах формирования личности, могли сохраниться, но в остальном вы сделали уверенный шаг вперёд в своём развитии – выработали хороший вкус, стали менее наивны, получили неплохое образование, выработали критическое мышление и стали более рациональны. Но вот только синдрому утёнка на это наплевать.

Он упорно стремится откинуть вас назад в развитии, он упорно стремится убедить вас в том, что вещи, которые вы видели первыми являются лучшими де-факто. В итоге вырабатывается защитный механизм, который, вперемешку со свойственной нам чисто биологически ностальгией, уверенно убеждает вас в том, что ваше детство было лучше всех. Раньше было плохо – не было ничего. Сейчас скучно – всё есть. А вот ваше-то детство, уж оно-то выдержало идеальный баланс, оно – точно изысканное вино с многолетней выдержкой. Эх, жаль, что у современных детей такого не будет.

Конечно же, вы прекрасно понимаете, что это ложь, хотя и не признаётесь себе в этом. У современных детей прекрасное детство, которому можно только позавидовать. Они живут во время небывалого культурного разнообразия, которое доступно им буквально за пару нажатий на экран смартфона. У них есть всё, что было у нас – только помноженное в разы за счёт всего того прекрасного, что появилось позже. Многие культурные сферы переживают свою золотую эпоху прямо сейчас, во время их, а не нашего детства. Никогда ещё не было такого высокого среднего уровня качества современных сериалов. Никогда ещё не было, что важнее в данном контексте, такого высокого среднего уровня качества современных мультсериалов – и просто анимационных фильмов. У нас всего этого не было, мы довольствовались тем, что дадут. Многие вещи, на которых мы выросли, были форменным шлаком, дешёвыми поделками, сделанными за очень ограниченные ресурсы. Если бы многие мультсериалы и мультфильмы, на которых мы выросли, показать нам сейчас, мы бы лишь усмехнулись и переключили канал – или сделали аналогичное действие на другом устройстве.

Но ведь были же исключения, не сдаётся синдром утёнка, было множество вещей, которые прекрасны и сейчас? Да, конечно, мы не можем с ним не согласиться. Вот только это далеко не всегда те произведения, которые приходят нам на ум. Было много прекрасного, но не всё, что было прекрасно, осталось таким.

На этой мысли пора переходить к Pixar – и взять в качестве примера «Историю игрушек». Синдром утёнка, в этом пункте ты безоговорочно победил. Твоё мнение совпало с мнением взрослой рациональности – «История игрушек» всё ещё является одним из лучших фильмов студии. Умный, смешной, наполненный очень тонкими моментами – и чертовски развлекательный для любого возраста – чем не пример нестареющей классики. Но с лучшим всегда граничит худшее, правда? К сожалению, именно так оно и есть.

«Тачки 2», говорите? «Приключения Флика» – вот он, худший фильм Pixar. Примитивный сюжет, пусть и основывающийся на мировой классике кинематографа, ужасные, отвратительные, несмешные шутки, монтаж, который превращает фильм в россыпь плохо связанных фрагментов – это далеко не то, за что мы любим студию сейчас. Клоунада без эмоционального ядра, доведённая до радикальных «низов» дурновкусия абсолютным непониманием того, что хорошо, а что плохо – вот что такое «Приключения Флика». Но ведь давление после успеха первого фильма было огромным, правда же? Конечно. Потому очень легко простить (хотя никто ничем нам не обязан, а потому и прощать не за что) единичную неудачу. Ведь дальше-то всё было хорошо, как мы помним, да?

И вот здесь к нам снова возвращается синдром утёнка, подготовившийся, окрепший. Его аргументация была усилена недавним выходом приквела, а также тем фактом, что люди плохо запоминают содержание, но хорошо запоминают свои эмоции от произведений. Но правда всё равно является немного неожиданной. «Корпорация монстров» – это достаточно плохой фильм. Да, возможно, это слишком сильное слово, но оно нужно, чтобы настроить вас, читатель, на нужный лад. Объективно фильм скорее слабый. Даже для своего времени. Пересмотрите его, пересмотрите внимательно – и вы увидите много интересного.

Во-первых, отсутствие целостности. Фильм точно бы рассыпается на обилие отдельных сценок, каждая из которых несёт в себе небольшой, зачастую несмешной гэг. Это необязательно плохо в принципе, но достаточно плохо в данном случае. Несвязность картины ухудшает её эмоциональное восприятие.

Во-вторых, графика. Мы привыкли, что Pixar задаёт новые стандарты с точки зрения графики – но в этом случае всё несколько более печально. Сравните картину с вышедшим по соседству «Шреком» (только, прошу, не пересматривайте последнего целиком, он сейчас смотрится ещё хуже). К сожалению, сравнение выйдет не в пользу «Корпорации», как бы красиво ни колебались тысячи шерстинок на теле монстров.

В-третьих, ритм. Вспомните свои детские ощущения от фильма. Там ведь было много эмоциональных моментов, было много захватывающих приключений, было много напряжённых элементов. А вот теперь пересмотрите фильм – и увидите, что все они проносятся одинаково быстро и как бы между прочим, не оставляя возможности для адекватного, прочувствованного восприятия. Для детей это как раз. Но мы не дети. Время стало двигаться для нас чуть медленнее в одних вещах – и нестись стремглав в других.

Собственно, остановимся на этом. Можно долго придираться, но зачем? Это всё равно неплохой фильм. Озвучка персонажей замечательная, многие идеи остроумные, а персонажи и вовсе являются главной причиной, почему мы до сих пор так любим «Корпорацию монстров». И, возможно, в той же степени причиной, почему «Университет монстров», несмотря на относительно тёплый приём и хороший прокат, считается чем-то совершенно проходным.

Да только вот есть одна проблема. «Университет» вышел в разы лучше «Корпорации». Да, синдром утёнка, я знаю, что тебе сложно в это поверить. И людям тоже. И вот почему.

Во-первых, как говорилось ранее, персонажи. Когда ты с детства знаком с ними, но, при этом, они не развивались постепенно по мере того как ты рос (что можно условно сказать про «Историю игрушек»), их образ прочно цементируется в подсознании – и любое вмешательство в их псевдоканоническое восприятие, любая попытка переосмыслить их историю, воспринимается в штыки.

Во-вторых, факт того, что это приквел. Слишком много сиквелов/приквелов и спин-оффов на момент выхода картины. Да, нас побаловали «Храброй сердцем». И всё? Теперь опять не видеть несколько лет оригинальных сюжетов? Массовый зритель не может понять, нравится ему это или нет, но все что-то жужжат на фоне про деградацию Pixar, потому он вторит этому, постепенно убеждая в этом факте и себя.

В-третьих, тематика. Высшее образование в Штатах – это целая культура и целый социальный пласт – а не просто социальный лифт, который нужно перетерпеть. Потому со стороны фильм кажется эксплуатационным, импонирующим или к данному пласту – или к светлым воспоминаниям о нём.

Но что же по правде? По правде «Университет монстров» делает наконец то, что не смог его предшественник. Он рассказывает целостную историю с хорошим балансом трогательных и смешных моментов – и обилием интересных находок. Тут нет особых злодеев, нет сломов стереотипов – но это более целостная, глубокая и изобретательная история, чем раньше, тут есть уникальная атмосфера, которая не стесняется быть как отвязной, так и мрачной – и есть много аспектов, которые вы можете проассоциировать со своей собственной молодостью.

Фильм частично основывается на первоначальной идее для «Корпорации монстров», согласно которой два будущих друга были сильно разнесены по своим социальным статусам – и реализует её на прекрасном уровне, параллельно вводя  новых персонажей, которые куда более живые и разнообразные, чем в первой части – а также элегантно связывая два фильма воедино.

Может быть «Университет монстров» и не лучший фильм Pixar – но это не из-за того, что в нём что-то не так. Это просто потому что у Pixar есть «ВАЛЛ•И», «Головоломка», «История игрушек» и другие произведения, которые меняли анимационную историю. «Университет монстров» просто внёс в неё яркую и запоминающуюся главу – но большего от него нам и не надо. Если картина вам не понравилась – обязательно пересмотрите. Может выясниться, что вашими устами всё же говорил ваш родной и любимый синдром утёнка.

[authorbox authorid=»2″ title=»Мыслями делился»]

[Первую часть цикла статей «Нелюбимый Pixar» можно найти по ссылке]

Автор рубрики «Запрещённое мнение». Панически боится воздушных шариков. Любит сырники. Как бы вы жили без этой информации?
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *