Запрещённое мнение #16 — Уберите титры — Перетрение

У меня есть любимая марка лимонадов. Не буду её называть, да и не принципиально всё это. Вот что важно – мне нравится каждый вкус, выпущенный под этой маркой. И она мне не надоедает, сколько бы я её ни пил. Естественно, это не случайно. Продукты не появляются из тонкой материи по мановению пальцев. За ними стоит долгая и кропотливая работа, в данном случае — химиков, которые тщательно подбирали сочетания элементов, названия которых ни мне, ни вам ни о чём не говорят, чтобы получилось то блаженство, на которое мне стоит поменьше налегать, если я не хочу серьёзных заболеваний. Возникает логичный вопрос – а кто же эти кудесники, благодаря которым у моих вкусовых сосочков праздник чуть ли не каждый день (серьёзно, мне надо задуматься над своим рационом)? Каковы же их имена?

Вряд ли я их узнаю. Конечно, если случится чудо и мои социальные навыки вдруг одним прекрасным утром магическим образом вырастут достаточно, чтобы я набрался наглости и позвонил фирме-производителю и выведал у них эту производственную тайну, то это возможно. Но никто не поместит информацию об авторах продукта на упаковку. Потому что упаковка – это место для практичной информации. Пожелания слать сюда. Может содержать арахис. Используется как детское питание. Рекомендуется, точно месть, подавать холодным. Почти что вся информация на упаковке несёт практическую ценность, а «авторская» принадлежность продукта сведена к указанию компании-правовладельца и координат завода-производителя. И это правильный подход. Никому кроме меня не нужны имена этих гениев, которые делают мою жизнь слаще.

В фильмах же всё совершенно иная ситуация. Казалось бы, магия кино заключается в том, что ты погружаешься в происходящее со всей головой, оказываясь в другом мире, кропотливо созданном для тебя кинотворцами. Но дважды за просмотр, в начале и в конце, тебя выбрасывает в суровую реальность бюрократии и стандартизации.

И сейчас оно начнётся…

Зачем мне нужны титры? Нет, я прекрасно понимаю, что есть бюрократические и юридические причины их существования. Но эти причины, при наличии желания и воздействия влиятельных сил, могут быть устранены или скорректированы. Возможно, это сложнее, чем кажется, возможно, придётся поменять пару систем и придумать пару новых, но бесспорно, это возможно. Ничто не мешает размещать титры за пределами фильма. На сайте кинокомпании, например.

Для меня, как для зрителя, титры – это неприятный пережиток прошлого. Зачем, попав на фильм, мне знать имена актёров, которые в нём задействованы, до начала просмотра? Если я был заинтересован в фильме заранее, я их и так знаю; если меня заинтересует актёр по ходу просмотра, то я всё равно потом не вспомню, что я там видел в начале. То же и с другими создателями фильма. Возможно, продюсер или композитор будут для меня факторами, мотивирующими посетить фильм. Но я ведь уже его смотрю, не правда ли?

Кроме того, ситуация с актёрами особенно показательна. Да, вообще, вся актёроцентричность киноиндустрии, когда актёры являются основными звёздами и инструментами, с помощью которых осуществляется продвижение кинокартин – штука опасная и, в глобальном масштабе, косвенно влияющая на процесс производства фильмов и на качество подхода к ним. Но даже когда просто заранее в титрах делают акцент на том, на кого вы сегодня будете смотреть, это лишний раз вытягивает вас из воображаемого мира кино. Я смотрю на Тома Харди, а не на персонажа Тома Харди, спасибо, что напомнили. Лучше бы я вообще не знал, кто такой Том Харди, тогда я бы больше мог ассоциировать его с персонажем и глубже проникся бы картиной. Но раз уж актёроцентричность Голливуда не позволяет это сделать, так не тыкайте мне хотя бы в нос лишний раз тем, что я смотрю кино и всё происходит понарошку.

Титры были всегда, причём, почти такими же, что и сейчас.

Почти что обязательность наличия начальных титров ведёт и к тому, что многие авторы фильмов пытаются сделать их стилизованными, оригинальными и обособленными. В итоге мы несколько минут смотрим под красивую музыку красиво выкатывающиеся красивые буквы на красивом фоне. Кино грузится. Скоро оно начнётся. Ей богу, мне-то зачем это смотреть?

Фильм грузится.

Равно как и зачем мне смотреть конечные титры. Конечно, я на них и не остаюсь. Но я хочу, чтобы фильм закончился сценой, которая как бы подытожит мои эмоции от просмотра, а не бесполезным, идущим вразрез с кинокартиной полотном с перечнем людей, на которых мне плевать – а если мне не плевать, то я легко посмотрю это в Интернете. Представьте человека, который честно отсидел, например, конечные титры фильма «Мастер», чтобы узнать, что Дополнительным Стилистом Причёсок там был Уэсли Ходж. Уэсли, без обид, уверен, что ты профессионал своего дела. Но никто не узнает это таким образом.

Даже если титры пытаются развлечь зрителя, они всё равно покушаются на эмоциональную целостность кинокартины. Допустим, я получил невероятные эмоции от фильма. После него начинаются титры, которые показывают какие-то сценки – но очевидно, что тех же эмоций я от них не получу. В итоге подсознательно у меня в памяти останется последнее, что я видел, а это последнее – далеко не лучшее. Ну а даже если и нет, то что мне даёт просмотр этих сценок? Я всё равно не буду читать бегущие имена. Мне это не нужно. Хотите показать забавную сценку – не включайте её в титры, просто покажите после фильма, если считаете нужным, как бонус.

Почему экран стал меньше? Увеличьте, прошу!

Конечный продукт, неважно, как он был сделан, должен быть ориентирован на конечного пользователя. Лишняя информация должна оставаться за кадром. Во время песни рок-музыканты не пропевают имена своих продюсерах. На лимонаде не пишут имена химиков. Это всё лишнее. А от лишнего надо избавляться. Сделайте кино ещё чуточку лучше – уберите у него титры.

А как вы относитесь к титрам и другим формальным элементам кинокартин? Оставляйте своё мнение в комментариях!

Мыслями делился

Автор рубрики «Запрещённое мнение». Панически боится воздушных шариков. Любит сырники. Как бы вы жили без этой информации?